Реконструкция старого дома в центре Турина

Реконструкция главного здания Пушкинского завершится в 2023 году

Пушкинский музей через пару лет обещают закрыть на реконструкцию. Официальная дата завершения строительства в главном здании — 2023 год

Проект реконструкции главного здания ГМИИ им. Пушкина (в разрезе). Фото: Меганом/ГМИИ им. А. С. Пушкина

Осенью прошлого года Государственный музей изобрази­тельных искусств им. А.С.Пуш­кина показал журналистам подземную часть своего будущего депозитария, которая заглублена в землю на 16 м. Общая площадь депозитария составит около 20 тыс. кв. м — 3 этажа под землей и 5 на поверхности. После того как это сооружение, строительство надземной части которого еще не началось, будет завершено — а планируется это на 2021 год, — жизнь Пушкинского изменится в корне. В 2022 году в новый Депозитарно-реставрационный и выставочный центр (ДРВЦ) начнут переезжать фонды хранений, научные отделы и мастерские, пока разбросанные по разным зданиям. Кроме того, в новые хранилища временно переместят и всю движимую постоянную экспозицию из главного здания (для крупногабаритных экспонатов, не подлежащих транспортировке, будут выстроены защитные конструкции на местах). После чего в опустевшем доме искусств начнется реконструкция — ее старт намечен на 2022 год.

Как рассказывает директор музея Марина Лошак, реконструкция, помимо прочего, позволит решить многие проблемы, связанные с комфортом посетителей. В архитектурном бюро «Меганом», которое занимается возведением ДРВЦ и других «подземелий» под музейным кварталом, нам поведали о том, что именно суждено пережить дворцу, возведенному в 1912 году по проекту Романа Клейна. По словам руководителя бюро Юрия Григоряна, здание находится в очень хорошем состоянии: строили его на совесть, с применением лучших материалов и технологий своего времени. Один из немногих элементов, которые можно сегодня улучшить, — негерметичные оконные рамы, из-за которых в залах трудно поддерживать нужный климат. Пока идет поиск решений, как сохранить старинные авторские переплеты, сместив при этом «точку росы» для устранения конденсата на стеклах в холодное время года: вставив между рамами невидимое новое стекло или как-то иначе?

Аварийными являются конструкции стеклянных потолков-«фонарей», их опорных ферм (балок) и некоторых участков перекрытий — всему этому потребуется укрепление. Интерьеры модернизировать не будут, только приведут в порядок. Марина Лошак говорит, что сохранить атмосферу главного здания — важнейшая задача, а Григорян даже пошутил: «Если когда-то в детстве вы оставили тут где-то в уголке след ботинка и при каждом визите в музей проверяете, на месте ли он, то не волнуйтесь — вы найдете свою тайную метку и после нашей реконструкции».

Визуализация будущего пространства «Цистерны». Фото: Меганом/ГМИИ им. А. С. Пушкина

Экспозиция тем не менее будет модернизирована, ее проектом занимается архитектор Александр Бродский. Сюда частично вернутся слепки, гостившие в музее РГГУ и Галерее Зураба Церетели, а также ряд оригинальных объектов Древнего мира из запасников музея.

Зато ниже уровня земли развернутся колоссальные работы. Это подраздел общего плана по превращению музейного квартала ГМИИ в двухчастное пространство — надземное и подземное. Уже существует три подземных уровня депозитария, и в одном из них разместится открытое хранение, из которого, не выходя на улицу, посетители смогут попадать в подземную часть главного здания. Такие же переходы соединят главное здание с подземными этажами Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков, а также еще не открытых Галереи импрессионистов и постимпрессионистов и Галереи старых мастеров. При этом, по словам Григоряна, все будет сделано настолько аккуратно и вдумчиво, что при желании можно будет не обращать никакого внимания на модернизацию и годами посещать музейный квартал, игнорируя его подземную часть.

Но вернемся к главному зданию и его нижним уровням. Во-первых, цокольный этаж, где сейчас расположены служебные помещения и фонды, избавится от этих функций и целиком будет посвящен интересам публики. Здесь устроят то, чего в сегодняшнем ГМИИ не хватает: огромные гардеробы, кафе, туалеты, магазины. И с нуля выкопают еще один этаж, в музее получивший прозвание «Цистерна» — в честь константинопольских подземных водохранилищ. Это будет громадное пространство — гигантский зал с колоннами. Здесь предполагается возможность выставить экспонаты вдоль стен, однако ключевая функция «Цистерны» — соединять все подземные галереи квартала, быть местом схода и гуляний. В ней откроются кафе на 250 человек, лекторий на 350 мест, коворкинг и книжный магазин. Как уточняет сотрудник ГМИИ, руководитель отдела развития квартала Наталья Крутилина, зоны при необходимости можно будет объединять, и тогда «Цистерна» сможет вместить до 1,9 тыс. человек на массовом мероприятии или банкетный зал на 900 персон.

Изучение существующего фундамента главного здания уже проведено. Например, при обследовании оказалось, что пол Греческого дворика выстелен прямо по грунту, без фундаментной подложки, и этот пласт земли нужно будет сохранить. В основном фундамент у дворца искусств ленточный, однако выяснилось, что некоторые конструкции все-таки опираются на столбчатый фундамент. При переопирании здания на новый фундамент, выемке грунта и подведении нового фундамента все это будет учитываться. А поскольку метрополитен проходит совсем рядом, проблемам из-за этого соседства будет уделено особое внимание. Земляные работы начнутся с опытных участков для отработки технологии и прогнозирования возможных осложнений.

10 лучших примеров реконструкции старых домов: «До» и «После»

Строители часто говорят, что проще снести старый и отслуживший своё дом, а на его месте построить новый, чем заниматься переделкой ветхого строения. Но, всегда ли верно это утверждение? Мы покажем вам реальные примеры удачной реконструкции домов, которые расставят все точки над «i» в вопросе: «сносить или восстанавливать старый деревенский сруб или кирпичный дом — привет из 90-х».

  • Реконструкция дома за границей: принципы и особенности.
  • Как переделать недостроенный кирпичный дом в стильный коттедж: опыт в РФ.
  • Деревянный дом-сарай с русским колоритом.
  • Переделка дачи в дом под постоянное место жительства.

Заграничные примеры реконструкции старых домов

Я создал тему на портале, где предложил пользователям продемонстрировать понравившиеся им варианты реконструкций домов, как западных, так и российских. Принцип такой: показываем фото «До» и «После». Делимся опытом, комментируем. Рассказываем о месте проведения реконструкции, сроках и особенностях проектов. Начну, пожалуй.

Старый дом переделанный в современный коттедж около Нью-Йорка.

Кровлю обновили, уложив гибкую черепицу с новым рисунком.

Интерьер дома на мансардном этаже.

А это пример от fedot84. Старый хлев в швейцарских Альпах переделали в уютный домик отдыха для туристов.

Старый сруб аккуратно разобрали, отсортировав каждое бревно.

Залили на склоне цокольный этаж.

На бетонном «постаменте» заново собрали старый-новый сруб.

Интерьер домика с потрясающим видом из панорамных окон.

После реконструкции дом органично вписался в природный пейзаж.

На фото ниже ещё один пример из Швейцарии — реконструкция каменного дома 19 века в стильный коттедж, сделанная в 2005 году.

Фишка проекта — в доме надстроили стены мансарды по монолитной технологии.

Поставили новые окна и сделали красивую кровлю без карнизного свеса.

Коттедж одновременно смотрится и аутентично и современно.

Только царство бетона и камня.

Бетонный полированный пол.

И ещё один стильный проект из Швейцарии — домик на склоне.

Дом собран из б/у материалов, оставшихся от старых построек.

А вот интерьер — деревянный новодел.

И снова заграничный пример – старый свинарник 1762 года постройки, превращённый в рабочий кабинет архитектора.

Создатели проекта думали нестандартно — сделав дом в доме.

Из-за ветхости стен свинарник не стали ремонтировать, а просто вложили в него по принципу матрёшки «коробку», собранную из фанеры.

Постройки — новая и старая, развязаны друг от другом и не соприкасаются даже кровлей.

У каменного и фанерного дома независимые фундаменты.

Вечером, когда дом подсвечен изнутри, контраст брутального старого объема и минималистичного нового наполнения кажется по-особенному привлекательным.

Все примеры выше наглядно демонстрируют западный подход к реконструкциик старым домам относятся бережно. Стараются не сносить, казалось бы, отжившее своё ветхие дома и строить на их месте новострой, а сохраняют историю, органично соединяя старые и современные материалы.

Но за всё надо платить. Зачастую реконструкция очень дорогое удовольствие, и не всем по карману. Есть ещё одно «но» — отечественная специфика.

За границей, вопреки сложившемуся у нас мнению, чаще всего реконструируют не фамильные замки, а старые дома или хозяйственные постройки — амбары, конюшни и т.д. Почему этого не делают в нашей стране? Скажите, а вы часто у нас видели частный сарай или хлев, возведённые из натурального камня? Для реконструкции нужна надежная основа. Которая сама по себе стоит того, чтобы заморачиваться с перестройкой и улучшением.

Например, если в реконструкции старого, но хорошо сохранившегося деревянного дома в живописном месте толк ещё есть, то целесообразность переделки развалившейся деревянной избушки с потолками высотой менее 2 м, стоящей на утонувшем в землю фундаменте, под большим вопросом.

Переделка кирпичных домов «привет из 90-х!» в стильные коттеджи

У пользователей портала накоплен большой и удачный опыт реконструкции старых домов и недостроя. В отличие от западных строителей, соотечественникам приходится учитывать местные реалии и проявлять смекалку.

Мой приятель купил недостроенный дом. Решили его реконструировать. Переделать планировку. Облагородить фасад. И всё это так, чтобы не разориться.

Получилось красиво и стильно.

А это переделка классического недостроя из 90-х годов.

Читайте также:  Модный интерьер частного дома в Мексике

Получился современный и красивый дом.

Ещё один стандартный дом из 90-х, как тогда было принято — обязательно из красного кирпича.

Такой дизайн и отделочные решения сегодня, конечно, устарели.

Дому подарили вторую молодость, переделав его в красивый и модный коттедж в английском стиле.

И ещё один проект реконструкции.

И вот, что в итоге получилось.

Фасад дома утеплили и отделали декоративной плиткой под фактурный кирпич.

Грамотная реконструкция базируется на экономическом расчёте. Если фундамент крепкий, а стены не трескаются, то почему бы не надстроить к «коробке» второй этаж. Возвести мансарду или пристройку. Вариантов масса. Главное всё как следует рассчитать и понять, что выгоднее и экономичнее — сносить дом или переделывать.

Barn house (дом-сарай) по-русски, или как переделать старую избу в красивый коттедж

Некоторые отечественные застройщики считают, что популярные за границей дома-сараи нам совершенно не подходят. И архитектура у них какая-то странная. И в родной пейзаж они не вписываются. И вообще — это чуждый нам классовый элемент. А если за дело берутся профессиональные архитекторы? И не слепо копируют западный проект, а вдумчиво реконструируют старый деревенский сруб — настоящее семейное гнездо из прошлого века, отталкиваясь от национального колорита и лишь слега его осовременив.

Честно говоря, меня разрывают противоречия. Получился самый настоящий дом-сарай по-русски, хотя проект мне нравился больше. Но такой дом, точно никого не оставит равнодушным.

Сруб находится в тверской области и главным условием заказчика было реконструировать старую избу, так, чтобы не уничтожить её самобытность, но в тоже время увеличить площадь для проживания большой семьи.

Геометрия продолговатого участка подсказала архитекторам путь реконструкции.

Обратите внимание, что на фронтальной части, если смотреть со входа на участок, сруб сохранил традиционный деревенский фасад с небольшими окнами.

Задняя приватная часть выглядит более современно, и застеклена окнами в пол, а «небрежно» оборванные выпуски бревен придают всему объему сруба дополнительную динамику.

Боковые фасады прорезаны множеством окошек, создающих «спонтанную» композицию на фасаде и интересную игру света в интерьере.

Переделка дачи в дом под ПМЖ

Не всегда реконструируют старые дома. Иногда люди берутся за переделку добротного строения, которое нужно дотянуть до уровня ПМЖ.

Жила была добротно построенная дача. Единственное чего ей не хватало — нормального утепления для круглогодичного проживания. Поэтому владелец взялся за реконструкцию и вот, что в итоге у него получилось.

Реконструкцию разбили на ряд этапов:

Сделали перепланировку: увеличили кухню, добавили второй санузел и сделали из трех маленьких спален две комфортные.

Пристроили гостиную, крыльцо и добавили эркер, что позволило разместить в нем столовую.

С южной стороны пристроили террасу и пробили дверной проем, ведущий в сад.

Пристройка к дому сделана по каркасной технологии.

Дом хорошо утеплили и обшили досками из лиственницы.

Гостиная — открытое многофункциональное пространство с печью-буржуйкой и большой площадью остекления, создаёт атмосферу домашнего уюта.

Ремонт старинного дома

Доброго времени суток,Пикабушники. Недавно начали делать ремонт квартиры в Санкт-Петербурге на первом этаже дома 1835 года постройки(на картинке слева), и при разборке пола обнаружили вот такие рельсы/полозья(фото прилагаю). Они находились под всеми перекрытиями. настилами, бревнами и т.д. Дом не перестривался с 1891 года,и то тогда меняли только фасад.Поспрашивали у всех соседей с первых этажей-у них такие же и никто не знает что это и для чего предназначалось. Если кто знает-ответьте,пожалуйста, очень уж заинтересовало,а интернет выдает какую-то дичь.

Первый пост,так что могут быть кривые теги и все такое:)

Найдены возможные дубликаты

Защемлённые стеной рельсы узкоколейки, использовались в те времена для всего подряд, где нужно было что то вывесить на стене. Уверен, что в этом месте стояла кирпичная печь – ищите выше дымоход в стенах в углу. Чтобы не делать очень дорогой пол и тяжёлая печь не ехала от стены, её сооружали на таком основании. Остальное перекрытие как правило было по деревянным балкам.

У моего соседа сверху, на подобных рельсах была установлена чугунная ванна.

А печи когда-то были в другом углу, одна над другой.

Именно так и есть с печами, но при наступлении современности многие на нижних этажах их разобрали, из за чего натворили чудес с верхними).. Летом снимали 12! дымоходов, которые остались стоять на чердачном перекрытии! )), все печи из под них были вынуты, многие просто висели на обрешётке кровли.. по тонне кирпича просто на отметке 17-19 метров над тротуаром). Счастье в неведении, это точно)..

Мощное было перекрытие, видать.

Карпатские сосны), тёсанные топотами, 300*400 сечением в среднем, пролёты 6-7 м.

Теория похожа на правду, но стена д.б. толстой (ну, там вероятно и есть 510мм, а может, и толще). И смущает рельса поперечного направления (вдоль стены), для защемления парные рельсы должны ее пересечь насквозь, но на этом фото не разобрать. Ну и да, привет, коллега!

Да, привет), защемляли в несущих стенах, соседняя может быть перегородкой. Вот недавно балкон осматривал на третьем этаже трёхэтажки, такие же рельсы, вылет 1400мм, четыре штуки с шагом метр и на всю толщину их залит первобытный бетон.) При этом толщина стены 700мм, из ракушечника).. после этого я уверовал окончательно в такой способ). Дом постройки конца 19 го века.

Дык, потому что рельса – готовый колхозный двутавр. Но двутавр прокатать технически сложно, а рельсы – кругом залегают, и весьма неглубоко.

Проблема в том,что этот дом-это флигель основного особняка,выходящего на Садовую улицу(если интересно,дом мореплавателя Лисянского),который не подвергался такому глубокому капремонту,а у основного здания перестраивали только фасад в 1891 году.Мы с родителями натыкались на какие-то документы,что дом перестраивали в 90-х,но они там жили в то время и никакого ремонта не было никогда.Плюс эти рельсы/полозья непонятно на что похожи,может это вообще какие-то балки(как сказал комментатор ниже-двутавр.Я не особо секу в этих делах),ибо ж/д в России появилась несколько позже,а та печка,про которую Вы говорите,находится примерно в четырех метрах в стороне и дымоход там,вроде как,выходит в большую сеть других дымоходов.Ванная тут тоже,скорее всего не при делах,т.к. это была одна большая комната где-то 9 на 4.

Вообще я как-то не обращал внимания,что эти “балки” выходят из другой,держащей основную стену(слева находятся перегородка,такая же как за кадром справа,поставленная уже в советские годы,чтобы сформировать квартиру из одного большого помещения).Видимо какая-то конструктивная особенность “фундамента”,если это можно так назвать.

Зачем «строить» новую 90-метровую озелененную гору в Турине?

Всемирно известный итальянский город Турин, к сожалению, является также одним из самых загрязненных городов в Европе, вследствие вредных выбросов в атмосферу от развитой промышленности и транспорта. Искусственная озелененная гора из особой почвы, размещенная на свободном городском участке, может значительно улучшить экологию в административном центре Пьемонта.

Sponge Mountain – смелый и нестандартный проект

В новом проекте «губчатой горы» (Sponge Mountain) для Турина много необычного и уникального, его трудно однозначно характеризовать как архитектурный или строительный план. Скорее это технологический проект, развивающий идеи концепции «губчатых городов» (Sponge City). Инновационные «губчатые технологии» на сегодняшний день активно развивают Германия и Китай с целью адаптации современных городов к изменению климата.

Такой может быть «губчатая гора» в Турине

При развитии любого крупного инновационного проекта, особенно ориентированного на экологию, сразу же возникают финансовые трудности – инвесторы строго контролируют масштабные расходы. Идея «построить» 90-метровую озелененную гору для улучшения городской экологии кажется вполне разумной, но где взять столько необходимой почвы? Проект Sponge Mountain предлагает использовать «лишний» грунт, который образуется при строительстве железнодорожного туннеля.

Шесть миллионов тонн почвы будут «освобождены» при строительстве нового 275-километрового туннеля между Турином и французским Лионом.

Более того, согласно последним исследованиям именно этот тип почвы обладает высокой способностью захватывать углекислый газ. Таким образом проект «губчатой горы» поможет Турину решить сразу две проблемы – улучшит экологию в городе и полезно утилизирует 6 млн тонн грунта, образующегося при строительстве железнодорожного туннеля.

При строительстве туннеля образуется «лишняя» почва, которая и будет использована для искусственной горы

Автор проекта Sponge Mountain, голландский архитектор Анжело Ренна, является активным участником международной научно-исследовательской организации SUCCESS, которая и занимается исследованиями в области возможностей почвы поглощать углекислый газ. В рамках концепции SUCCESS работы проводятся Исследовательским советом по исследованиям в области машиностроения и физических наук Великобритании (EPSRC) с целью изучению потенциала использования почвы для улавливания углерода.

90-метровая гора Sponge Mountain в Турине сможет поглощать за год не менее 935 тонн углекислого газа из атмосферы.

Инженеры-геологи, технические специалисты и экологи работают с архитекторами и дизайнерами, чтобы разработать оптимальные способы использования почвы для поглощения углекислого газа в городских условиях. Проект Sponge Mountain также является одним из геоинженерных проектов эпохи антропоцена, т.е. того времени, в котором именно человеческая цивилизация оказывает наибольшее влияние на окружающую среду и климат планеты.

Загрязнение атмосферы Турина дополнительно усиливается его географическим месторасположением в долине По. Введенные ограничения на количество транспорта и городские парковки не особо улучшили экологическую ситуацию. Новая «зеленая губчатая гора» в городской среде сможет значительно улучшить качество воздуха, ведь дополнительно на новом объекте будет сформирован парк из живых растений.

Читайте также:  Обновленный лофт в Бухаресте от компании TECON

На пути реализации уникального проекта «губчатой горы» еще множество сложностей, но при его успешном завершении жители города получат сразу несколько «призов»: быстрое железнодорожное сообщение с Лионом, улучшенную экологическую обстановку в городе и новый необычный парк с дорожками для прогулок и красивым видом на знаменитый город.

Реконструкция старого дома в центре Турина

Любая реконструкция делится на несколько этапов, которые включают в себя обследование состояния несущих конструкций и инженерных коммуникаций, разработку архитектурной концепции, прохождение экспертизы и построение экономической модели всего проекта. Это подготовительный процесс, предваряющий начало строительных работ. По текущему курсу стоимость подготовительных работ составляет $70–150 за 1 кв. м.

Девелопер уже на этом этапе должен ясно представлять себе, какой объект он хочет получить в результате реконструкции и как его в дальнейшем использовать, — то есть иметь хорошо проработанную маркетинговую концепцию.

Подготовительный этап обычно длится от полугода до года. Некоторые его составляющие, например обследование здания (выявление дефектов, связанных с недостатками норм проектирования и проектного решения, дефекты монтажа, уровень износа конструкций от воздействия среды, общее техническое состояние несущих конструкций, а также инженерных коммуникаций и прочего), проходят согласование в течение одного-двух месяцев, но ряд других согласовательных процедур может занять несколько месяцев. Поэтому крайне важно учитывать особенности получения необходимой документации при планировании сроков реализации проекта реконструкции.

В одном из наших проектов — бизнес-центре в Москве, — который состоит из пяти различных зданий общей площадью порядка 7 тыс. кв. м, мы прорабатывали каждое из строений по отдельности. Например, в строении с деревянными перекрытиями пришлось ставить строительные леса и полностью все демонтировать — каркас, перекрытия, крышу, которую закрепляли на временных конструкциях, а потом внутри строили фактически новое здание и на нем в итоге закрепили внешние стены и кровлю. Это максимальный объем работ, необходимый в рамках реконструкции одного здания. В остальных строениях был проведен частичный демонтаж перекрытий, усилен фундамент, колонны и заменены перекрытия. Но общий срок реализации проекта увеличился не только на этапе строительных работ, а уже на этапе согласования документации.

Стоит отдельно сказать о том, что старые здания зачастую требуют усиления фундамента и локальных конструктивных изменений, а это уже не подпадает под категорию капитального ремонта и требует внесения изменений в кадастровый паспорт объекта. В зависимости от исходного состояния здание признается годным, ограниченно годным либо аварийным, что в каждом конкретном случае требует проведения специфического объема работ.

Когда речь идет о здании, представляющем историческую ценность, процесс получения разрешений выглядит несколько иначе. Например, особняки в центре города, которые реконструируются под бизнес-центры, могут быть объектами культурного наследия. Проведение каких-либо конструктивных работ в таких зданиях требует согласования во всех профильных инстанциях и получения соответствующих разрешений. Реконструкция фасадов обязывает привлекать подрядные организации, обладающие лицензией на проведение реставрационных работ. Правда, исходя из практики, можно сказать, что чаще встречаются здания, требующие частичного сохранения отдельных элементов, нежели восстановления фасадного облика по старым чертежам целиком.

На этапе строительства зачастую возникают сложности с проведением инженерных коммуникаций, связанные с архитектурными особенностями реконструируемых объектов. К примеру, чтобы качественно сделать вентиляционную разводку в старом здании с низкими потолками, требуется без преувеличения изощренное инженерное решение. Нередко для дальнейшего нормального функционирования обновленного здания нужна дополнительная электрическая мощность, что в свою очередь требует замены внешних инженерных коммуникаций. Сами здания в большинстве случаев не соответствуют современным нормам теплопроводности, поэтому на таких объектах проводятся дополнительные работы по утеплению. Технические помещения, которые встречаются, например, в бывших НИИ, практически невозможно приспособить под иное использование, кроме складских или серверных.

Еще одной специфической особенностью процесса реконструкции является то, что по сложившейся практике в основном используется такая модель работы, при которой здание до состояния shell andcore доводит генеральный подрядчик, а отделочными работами занимается уже другая компания. В таком случае нет единой схемы, при которой генеральный подрядчик делает помещения «удобными» для последующей отделки. Fit-out-подрядчик вынужден работать с тем, что ему досталось после реконструкции, а это далеко не всегда помещения, оптимизированные под задачи использования объекта.

Если говорить о стоимости, то реконструкция объекта с финальной отделкой будет находиться в границах $2 тыс. за 1 кв. м для класса А. Собственно отделка помещений для класса А стоит $0,8–1 тыс. за 1 кв. м, для класса B — $0,6–0,7 за 1 кв. м. Самой непредсказуемой статьей расходов в общем плане затрат является конструктив — от совсем незначительных сумм до $400 за 1 кв. м, в зависимости от исходного состояния объекта.

В Москве можно найти немало примеров реконструкции старых зданий в современные объекты класса А или лофтовые комплексы. Применение современных материалов позволяет в отдельных случаях получить «зеленый» сертификат на помещение или здание целиком. Хотя в условиях сегодняшней экономической ситуации важно сказать об удорожании таких проектов. Офисы премиального класса, отделка которых производится на 90% иностранными материалами, сильно выросли в цене. В экономсегменте, где доля импортозамещения составляет порядка 40–70%, стоимость работ привязана исключительно к валютной составляющей расходов на материалы.

В целом по рынку можно отметить повсеместную оптимизацию и снижение общего числа заказов. При этом итоговая стоимость работ даже в премиум-классе оговаривается заранее вплоть до мелочей, что раньше было довольно редким явлением. Можно сказать, что рынок сегодня проверяет компании на прочность, постепенно вымывая середину и оставляя только крепких игроков в сегменте строительства и fit-out.

Сергей Кудрявцев специально для «РБК-Недвижимости»

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Эксперты/Мнения», может не совпадать с мнением редакции

ru_travel

путешествия и прочее

Завершение рассказа про Турин

Этим постом я завершаю серию постов про Турин. Я уже рассказывал про средневековую историю города, а в про дворцы и музеи забегал вперед до 19 века, времени объединения Италии. А сейчас все это будет еще раз на фоне фотографий улиц города, не попавших в предыдущие серии. А начну я с конца. Это – мороженное и бичерин в кафе Peppino. Кафе – достопримечательность, именно его владельцы в 1939 году придумали эскимо, начали делать на своей фабрике и продавать в кафе. А бичерин – это трехслойный напиток из шоколада, кофе и сливок, он, увы, мне не понравился.

Итак, краткое изложение предыдущих серий. В первом посте я начал рассказывать историю города с основания римлянами и дошел до переноса в Турин столицы из Савойи. И завершил ее фотками из герцогского дворца, ставшего королевским с получением ими Сардинии вместе с титулом. Следующий пост был про дворец Мадамы, история которого тесно переплетается с историей города: сначала это были древнеримские ворота с двумя башнями, потом к которым пристроили средневековый замок. В 17 веке замок перестроили во дворец, на век позже – пристроили барочный фасад, а в 19 веке он был местом заседания Сената, когда Турин был столицей объединенной Италии. А третий пост был про два больших музея: картинную галерею и египетский музей.

А в этом посте я вернусь ко времени переноса в Турин герцогской столицы из Савойи. Герцог, который это сделал – был прагматиком. Он понял, что рядом с Савойей – сильная Франция, скоторой бесполезно сражаться. А вот рядом с Пьемонтом – мелкие итальянские государства, и есть где развернуться. Ну и, с другой стороны, Франции тоже будет сложнее воевать, она оказывается отгорожена Альпами.

У герцогов, как я уже писал, была священная реликвия, плащаница – ткань, в которую было завернуто тело Христа, сохранившая его отпечаток. Герцоги, естественно, хотели забрать из Шамбери с собой, но плащаницу епископ-хранитель не отдавал. А тут в Милане случилась чума. И епископ Карл, молясь об избавлении, дал обет пешего паломничества к плащанице. Чума кончилась, он написал герцогу, готовый совершить паломничество в Шамбери через горы, несмотря на довольно преклонные годы, ему было за 60. Хитрый герцог воспользовался поводом и попросил у епископа-хранителя разрешения привести плащаницу на недельку в Турин, чтобыизбавить епископа Милана от слишком больших тягот, которые могут стоить тому жизни. Из уважения тот согласился, и плащаницу привезли в Турин. Епископ пешком пришел из Милана, это чуть больше полтораста километров, но все-таки по равнине, поклонился и вернулся в Милан. А вот герцог плащаницу оставил у себя в Турине.

Хранилась плащаница в церкви святого Лаврентия, рядом с собором. Правда, внутренний интерьер – результат более поздней перестройки, 18 век. Церковь большая и круглая, это – необычная планировка, хотя и не уникальная.

Позднее для Плащаницы построили специальную часовню в Соборе, купол которой размерами превосходит купол самого собора. Часовня, с одной стороны, примыкает к собору, а с другой – встроена в королевский дворец. Правда, сейчас там реставрация – после большого пожара, случившегося лет 20 назад. Плащаницу успели вынести, а убранство – выгорело. И пока плащаница хранится в соборе и сейчас там выставлена для желающих во развернутом виде (обычно можно лишь увидеть ковчег с ней).

А тот самый миланский епископ Карл сейчас канонизирован, а на месте его встречи с герцогом стоит церковь святого Карла.

Читайте также:  Современный семейный дом в Израиле

Стоит церковь на одной из центральных площадей. Рядом – парная ей церковь Кристины. Вот они с другого ракурса.

Снять с середины площади церкви нельзя – перед ними возведена сцена. На площади все время что-то проходит, город создает поводы для привлечения туристов.

Посредине площади – памятник герцогу Эммануилу Филиберту, на котором он вкладывает меч в ножны, завершая войну.

Фонтанчик с питьевой водой, украшенный головой Туринского быка – символа города.

А под колоннадами по краям площади – исторические кафе, в которых подают традиционный шоколад и конфеты. Кафе довольно поздние, 19 века, времен, но шоколад появился в Турине намного раньше. Его привез в Турин тот самый герцог Эммануил Филиберт. Служа королю Испании он при дворе пристрастился к горячему шоколаду. И привез его в свой двор в Турине. И исторически именно в Турине сделали первый твердый шоколад, и первый шоколад с орехами и многое другое. Правда, Турин был скромным и не слишком продвигал это в мире. Мир узнал про шоколад от Франции, куда его тоже привезли из Испании Анна Австрийская. Но все равно, Турин, став столицей – строился и развивался.

Колоннада на площади.

Интерьер одного из кафе.

А это – Туринский бык перед входом в другое кафе. На нем надо потоптаться, загадывая желания – и они исполнятся. Этим кафе, кстати, владеет семья Мартини. Та самая, в которой этот напиток был изобретен и запатентован.

Но это мы перескочили кусок истории. В 18 веке герцоги Савойские участвовали в войне за испанское наследство. Принц Евгений Савойский был одним из сильных полководцев. И в результате войны Савойя получила большую часть герцогства Миланского и Сицилию вместе с королевским титулом. Сицилию они позднее обменяли на Сардинию, сохранив королевский титул – и герцогство превратилось в сардинское королевство. Но столица осталась в Пьемонте.

При Наполеоне и Савойя и Пьемонт были аннексированы. И король Виктор Эммануил I жил на Сардинии. После победы над Наполеоном вернулся, и попробовал жить по-старому. Его свергли, он отрекся в пользу младшего брата Карла Феликса, который жил вне Савойи и передал регенство младшей ветви, принцу Карлу Альберту. При очередных волнениях тот пообещал конституцию, за что был отстранен от регенства. Но удержаться Карл Феликс смог, только призвав в страну австрийские войска. Впрочем, правил после этого он еще 9 лет. А потом – умер, и престол-таки перешел к бывшему регенту, Карлу Альберту. Который дал народу конституцию, учредил парламент и даже отдал для заседаний парламента свой бывший дворец, который владел как принц. Вот он на снимке.

А его сын, Виктор Эммануил II начал объединение Италии, тоже под эгидой савойской династии, правящей Сардинским королевством. Потому что он был не только единственным сильным итальянским королем, но и придерживался, вслед за отцом, современных взглядов, следовал духу времени – и его поддерживали. Еще было Королевство Обеих Сицилий, но оно принадлежало импортным испанским королям, которые либерализмом не отличались. И Виктор-Эммануил II стал первым королем Италии. При этом он оставил за собой номер II, под которым правил Сардинским королевством, демонстрируя преемственность государства.

А этот шпиль на снимке тоже связан с либерализмом. Карл Альберт, дав конституцию, дал права евреям. И те решили построить синагогу. Наняли архитектора, у которого была своя мечта – построить самое высокое здание Европы. Не рассказывая заказчикам, он начал строить. Когда высота стала значительной, Заказчики спохватились и потребовали объяснений. И испугались, узнав, что запланировано здание синагоги выше собора. Заявили, что у них кончились деньги и прекратили стройку. Но у архитектора-то была мечта! И он уговорил мэра продолжить стройку, посвятив здание королю Виктору Эммануилу. Так оно и получилось. Теперь в здании музей кино, и панорамный лифт наверх. Правда, я туда не добрался. Пытался, но подойдя и услышав про час в очереди, решил, что в следующий раз.

Последний кадр – с другого ракурса. Забавно, что такой хороший вид открывается потому, что на улице сломан один из домов. Может, специально?

А здесь – кусочек истории, старый конный двор, где (вроде) можно их бесплатно посмотреть. А еще там театр.

Недалеко – маленькая церквуха и массовая застройка 19 века.

Турин некоторое время был столицей и интенсивно развивался. Центр города, в котором я гулял застроен преимущественно в 18-19 веках. Вдоль многих основных улиц идут галереи. Не как в Болонье, где они повсеместно, но по протяженности галерей Турин держит второе место после нее. Их начали строить еще в средние века, сначала – в виде простых навесов. А уже потом – встраивают в дома. И продолжают на перекрестках, чтобы не выходить под дождь. Арки на снимке – это как раз продолжение галереи на поперечной улице.

Центр Турина по-прежнему торговый, попадаются прикольные витрины, например, с таким скелетом.

Или такая маска

Фонтаны двух рек, на которых стоит Турин – По и Дора

Вся эта часть – с просторными улицами, галереями вдоль домов – построена во времена расцвета города, когда он стал столицей, а королевство развивалось, в 18-19 веках. А старый средневековый центр, выросший из правильной планировки римских кварталов расположен восточнее. И можно видеть, что улицы, хотя и узкие, но прямые. В конце улицы видна колокольня собора.

Впрочем, планировка нового центра – тоже регулярная.

Интересно, что собор был на северо-восточной окраине старого города, а королевский дворец был построен к востоку него. К югу от дворца были построены новый торговые кварталы. А вот северу был королевский парк, старый город обрывается и идут кварталы к реке Дора. Возможно, в старое время река сильно разливалась. Впрочем, про реку будет дальше, а вот как выглядит центр с севера. Ориентиром на снимках может служить колокольня собора.

На последнем снимке, судя по всему – остатки крепостных стен, за которыми расположены северные древнеримские ворота.

Короли царствовали в Италии до конца второй мировой – Муссолини королевскую власть сохранял. Правда, королей не особо любил и их любимому турину мелко пакостил. Например, построил в самом центре рядом с дворцовой площадью такой небоскрем (справа). Его еще называют “палец Муссолини”.

А вот после войны короли были изгнаны без права возвращения в страну. Так что после тысячелетней истории у Савойской династии был расцвет.

А потом Турин был центром промышленности. Там был Fiat, которому исторические ценности и туризм были не интересны. Поэтому их не развивали. А теперь Fiat потихоньку загибается, и начали искать другие источники экономику. Вспомнили свою историю и начали из нее делать туристические объекты. Тот же шоколад, который не только был в великом прошлом, но и развивается в наши дни – Nutella из Турина. А еще – мороженное. Всем известное эскимо тоже придумали в Турине в 1939 году в кафе Peppino. Есть еще несколько местных крутых фабрик мороженного. И шоколада. И исторические кафе, времен второй половины 19 века, когда Турин был столицей Италии. И музеи, о паре из которых были отдельные посты, но которых еще больше.

Река Дора, у слияния которой с По основан Турин. Она довольно широкая, и кажется полноводной – за счет подпруженного русла. Впрочем,вода катилась довольно сильно.

На берегу Доры раньше были фабрики, река служила транспортной артерией. Сейчас промышленные здания перестроены, хотя, возможно, производство сохранилась.

Прилегающая к реке часть города – на север от старого центра. Она гораздо более беспорядочная. Смешение старого и нового.

Шествие. Интересно, это фантазия автора или по мотивам известных персонажей?

А здесь раскинулся палаточный рынок. Вполне возможно, что он только на выходные или даже на полдня, несмотря на кажущуюся стабильность палаток. Я сам видел, как такие рынки разбираются за час.

А это – стационарный рынок. Старый. На фасаде – надписи на разных языках, включая русский. Но не торгово-рекламные, а призывающие жить дружно: “Любить различия”.

В городе много трамваев, как старых, так и современных. В Италии нет стремления обязательно заменить все старые трамваи, они их успешно ремонтируют и эксплуатируют. Особенно это в Милане заметно. Но там, где поток пассажиров большой – трамваи новые, а местами похожи на мини-поезда.

А до реки По я дошел только ночью. Вот как это выглядит. Противоположный берег – высокий.

Ну а теперь – все остальные фотки, которые не поместились в рассказ. Это – ферма у железной дороги. Старое разваливающееся здание восстанавливают.

Забавная кривая лестница в кафешке.

Прогулка по ночному Турину. Он выглядит совсем не так, как днем. Часть вечерних фоток уже было.

Статуи на площади Solferino

Лифт в гостинице – клетка, вставленная в лестницу старого здания.

И напоследок – красивый парк. Очень небольшой, но в нем поместился и пруд и фонтан и громадные деревья.

На этом путешествие в Турин закончено.

Все фотки – в альбоме на Яндексе, там же они есть в большем разрешении – вдруг кому что понравится. Оригинал поста в моем ЖЖ, все посты поездки можно прочесть по тэгу Италия

Ссылка на основную публикацию