Реконструкция дома 17 века в Дубровнике

10 лучших примеров реконструкции старых домов: «До» и «После»

Строители часто говорят, что проще снести старый и отслуживший своё дом, а на его месте построить новый, чем заниматься переделкой ветхого строения. Но, всегда ли верно это утверждение? Мы покажем вам реальные примеры удачной реконструкции домов, которые расставят все точки над «i» в вопросе: «сносить или восстанавливать старый деревенский сруб или кирпичный дом — привет из 90-х».

  • Реконструкция дома за границей: принципы и особенности.
  • Как переделать недостроенный кирпичный дом в стильный коттедж: опыт в РФ.
  • Деревянный дом-сарай с русским колоритом.
  • Переделка дачи в дом под постоянное место жительства.

Заграничные примеры реконструкции старых домов

Я создал тему на портале, где предложил пользователям продемонстрировать понравившиеся им варианты реконструкций домов, как западных, так и российских. Принцип такой: показываем фото «До» и «После». Делимся опытом, комментируем. Рассказываем о месте проведения реконструкции, сроках и особенностях проектов. Начну, пожалуй.

Старый дом переделанный в современный коттедж около Нью-Йорка.

Кровлю обновили, уложив гибкую черепицу с новым рисунком.

Интерьер дома на мансардном этаже.

А это пример от fedot84. Старый хлев в швейцарских Альпах переделали в уютный домик отдыха для туристов.

Старый сруб аккуратно разобрали, отсортировав каждое бревно.

Залили на склоне цокольный этаж.

На бетонном «постаменте» заново собрали старый-новый сруб.

Интерьер домика с потрясающим видом из панорамных окон.

После реконструкции дом органично вписался в природный пейзаж.

На фото ниже ещё один пример из Швейцарии — реконструкция каменного дома 19 века в стильный коттедж, сделанная в 2005 году.

Фишка проекта — в доме надстроили стены мансарды по монолитной технологии.

Поставили новые окна и сделали красивую кровлю без карнизного свеса.

Коттедж одновременно смотрится и аутентично и современно.

Только царство бетона и камня.

Бетонный полированный пол.

И ещё один стильный проект из Швейцарии — домик на склоне.

Дом собран из б/у материалов, оставшихся от старых построек.

А вот интерьер — деревянный новодел.

И снова заграничный пример – старый свинарник 1762 года постройки, превращённый в рабочий кабинет архитектора.

Создатели проекта думали нестандартно — сделав дом в доме.

Из-за ветхости стен свинарник не стали ремонтировать, а просто вложили в него по принципу матрёшки «коробку», собранную из фанеры.

Постройки — новая и старая, развязаны друг от другом и не соприкасаются даже кровлей.

У каменного и фанерного дома независимые фундаменты.

Вечером, когда дом подсвечен изнутри, контраст брутального старого объема и минималистичного нового наполнения кажется по-особенному привлекательным.

Все примеры выше наглядно демонстрируют западный подход к реконструкциик старым домам относятся бережно. Стараются не сносить, казалось бы, отжившее своё ветхие дома и строить на их месте новострой, а сохраняют историю, органично соединяя старые и современные материалы.

Но за всё надо платить. Зачастую реконструкция очень дорогое удовольствие, и не всем по карману. Есть ещё одно «но» — отечественная специфика.

За границей, вопреки сложившемуся у нас мнению, чаще всего реконструируют не фамильные замки, а старые дома или хозяйственные постройки — амбары, конюшни и т.д. Почему этого не делают в нашей стране? Скажите, а вы часто у нас видели частный сарай или хлев, возведённые из натурального камня? Для реконструкции нужна надежная основа. Которая сама по себе стоит того, чтобы заморачиваться с перестройкой и улучшением.

Например, если в реконструкции старого, но хорошо сохранившегося деревянного дома в живописном месте толк ещё есть, то целесообразность переделки развалившейся деревянной избушки с потолками высотой менее 2 м, стоящей на утонувшем в землю фундаменте, под большим вопросом.

Переделка кирпичных домов «привет из 90-х!» в стильные коттеджи

У пользователей портала накоплен большой и удачный опыт реконструкции старых домов и недостроя. В отличие от западных строителей, соотечественникам приходится учитывать местные реалии и проявлять смекалку.

Мой приятель купил недостроенный дом. Решили его реконструировать. Переделать планировку. Облагородить фасад. И всё это так, чтобы не разориться.

Получилось красиво и стильно.

А это переделка классического недостроя из 90-х годов.

Получился современный и красивый дом.

Ещё один стандартный дом из 90-х, как тогда было принято — обязательно из красного кирпича.

Такой дизайн и отделочные решения сегодня, конечно, устарели.

Дому подарили вторую молодость, переделав его в красивый и модный коттедж в английском стиле.

И ещё один проект реконструкции.

И вот, что в итоге получилось.

Фасад дома утеплили и отделали декоративной плиткой под фактурный кирпич.

Грамотная реконструкция базируется на экономическом расчёте. Если фундамент крепкий, а стены не трескаются, то почему бы не надстроить к «коробке» второй этаж. Возвести мансарду или пристройку. Вариантов масса. Главное всё как следует рассчитать и понять, что выгоднее и экономичнее — сносить дом или переделывать.

Barn house (дом-сарай) по-русски, или как переделать старую избу в красивый коттедж

Некоторые отечественные застройщики считают, что популярные за границей дома-сараи нам совершенно не подходят. И архитектура у них какая-то странная. И в родной пейзаж они не вписываются. И вообще — это чуждый нам классовый элемент. А если за дело берутся профессиональные архитекторы? И не слепо копируют западный проект, а вдумчиво реконструируют старый деревенский сруб — настоящее семейное гнездо из прошлого века, отталкиваясь от национального колорита и лишь слега его осовременив.

Честно говоря, меня разрывают противоречия. Получился самый настоящий дом-сарай по-русски, хотя проект мне нравился больше. Но такой дом, точно никого не оставит равнодушным.

Сруб находится в тверской области и главным условием заказчика было реконструировать старую избу, так, чтобы не уничтожить её самобытность, но в тоже время увеличить площадь для проживания большой семьи.

Геометрия продолговатого участка подсказала архитекторам путь реконструкции.

Обратите внимание, что на фронтальной части, если смотреть со входа на участок, сруб сохранил традиционный деревенский фасад с небольшими окнами.

Задняя приватная часть выглядит более современно, и застеклена окнами в пол, а «небрежно» оборванные выпуски бревен придают всему объему сруба дополнительную динамику.

Боковые фасады прорезаны множеством окошек, создающих «спонтанную» композицию на фасаде и интересную игру света в интерьере.

Переделка дачи в дом под ПМЖ

Не всегда реконструируют старые дома. Иногда люди берутся за переделку добротного строения, которое нужно дотянуть до уровня ПМЖ.

Жила была добротно построенная дача. Единственное чего ей не хватало — нормального утепления для круглогодичного проживания. Поэтому владелец взялся за реконструкцию и вот, что в итоге у него получилось.

Реконструкцию разбили на ряд этапов:

Сделали перепланировку: увеличили кухню, добавили второй санузел и сделали из трех маленьких спален две комфортные.

Пристроили гостиную, крыльцо и добавили эркер, что позволило разместить в нем столовую.

С южной стороны пристроили террасу и пробили дверной проем, ведущий в сад.

Пристройка к дому сделана по каркасной технологии.

Дом хорошо утеплили и обшили досками из лиственницы.

Гостиная — открытое многофункциональное пространство с печью-буржуйкой и большой площадью остекления, создаёт атмосферу домашнего уюта.

Сплит. Дубровник (17 стр.)

С начала XVI века в Дубровнике широко распространились театральные представления светского характера, хотя первый театр – театр мистерий появился значительно раньше, еще в XIV столетии. Причем спектакли ставились прямо на площадях города, в них принимали участие как актеры, так и любители. Большую роль в развитии театра сыграл известный хорватский писатель и драматург Марин Држич (1508–1567).

С 1526 года Далмация находилась, как уже говорилось, в вассальной зависимости от Турции. Закономерно поэтому, что тема борьбы с турками стала одной из центральных в югославянской литературе. В первой половине XVII века проявляется талант крупнейшего дубровницкого поэта Ивана Гундулича (1589–1638).

Его историческая поэма “Осман” проникнута идеями славянского единства и борьбы с турецкими завоевателями.

Показательно, что в XVIII веке в Дубровнике возникает значительное число поэтических произведений (в том числе и фольклорных), посвященных Петру I, при котором Россия выступила в защиту южного славянства от турецкого порабощения. Сближение России со славянскими народами, активная помощь сербских повстанцев, поддерживавших Петра I во время войны с Турцией, вызвали огромный интерес со стороны русских к жизни и быту южных славян, к их истории. Приведем один факт: в 1714 году Савва Владиславич Рагузинский, известный петровский дипломат, потомок боснийских князей, переселившихся в Дубровник, переводит с итальянского языка на русский написанную дубровчанином Мавро Орбини в 1601 году книгу “Славянское царство”, где были использованы ныне утраченные русские летописи. Перевод Рагузинского был издан в Петербурге в 1722 году.

В среде югославянских, в том числе и дубровницких литераторов, в далеких, казалось бы, от России землях, еще при жизни Петра I появились его восторженные панегиристы. В оде неизвестного автора из Дубровника “La felicita comune. Voto di Pietro il Grande. восхваляется Петр и его борьба с турками. Победы Петра I воспеты также в произведениях Игнатия Градича (1655–1728) и дубровчанина Стефана Ружича (первая половина XVIII века).

С конца XVII века Дубровник считался принадлежащим Габсбургской империи, пока в 1806 году город не оккупировали наполеоновские войска под командованием генерала Мармона, получившего потом титул графа Рагузского. Это и был конец республики- Франция упраздняет ее и включает город в состав так называемых Иллирийских провинций своего государства. В 1814–1815 годах по решению Венского конгресса Дубровник и вся Далмация вновь были переданы Австрии, под властью которой находились до 1918 года.

На протяжении веков (X – начало XVII века), невзирая на различные протектораты, попытки со стороны самых разных государств подчинить город и господствовать в Дубровницкой республике, она умело проводила свою собственную политику и добилась того, что была одним из самых цветущих промышленных и культурных центров не только Далмации, но и всего Балканского полуострова.

Башня Бокар и часть западной стены крепости

“По очарованию своего пейзажа, по тонкому изяществу памятников и по воспоминаниям своей славной истории Рагуза является жемчужиной Далмации”, – отмечал в начале XX столетия известный французский историк Шарль Диль. Недаром город был воспет многими поэтами, завороженными красотой прекрасного города-крепости:

“Двойной гордятся стены защитою,
Восходят ввысь; обрывы глубокие
Внизу разверзлись. Так природа
Город охраняет, парящий в небе”, –

писал во второй половине XV века поэт Михаил Марулл Тарха- ниота.

Создание огромного комплекса могучих защитных сооружений началось сразу же после основания города и велось на протяжении всех последующих столетий. Наиболее интенсивное строительство приходится на XIV–XV века, то есть на время усиления самого опасного врага Далмации – Оттоманской империи. Именно тогда крепость обрела облик, который и ныне восхищает нас. Сооружение же отдельных фортов и реконструкция старых продолжались до конца XVII века.

В проектировании Дубровницкой крепости принимали участие многие крупнейшие архитекторы Италии и Далмации, в том числе Джиованни да Сиенна (XIV век) и флорентиец Микелоццо Мике- лоци, более известный под именем Микелоццо ди Бартоломео (1396–1472). Он возводит западную и северную стены, начинает строительство самой мощной и красивой башни в северо-запад- ном углу крепости – Минчеты. Закончена же она и ближайшие части стен уже по проекту Юрия Далматинца в 60-х годах XV столетия.

В строительстве укрепленных стен принимал участие еще один далматинский архитектор и военный инженер, ученик Микелоццо- Паское Миличевич (1440–1516).

Созданию этой великолепной каменной симфонии мы обязаны прежде всего блестящему традиционному мастерству безымянных далматинских камнерезов и каменотесов.

Крепость города – это великолепный памятник военно-инженерного зодчества эпохи средневековья; не случайно Дубровник называют “Адриатическим Новгородом”. Крепость представляет собою сложную систему укрепленных стен и башен-фортов. В плане она имеет форму неправильного многоугольника. Протяженность ее стен – около двух километров, высота отдельных частей достигает 22 метров, а ширина на различных участках – от 1,5 до 5 метров. Наиболее мощные двойные широкие стены (4,0–5,3 метра) были построены со стороны материка, где опасность нападения была наиболее велика. По всему периметру стен расположены четырнадцать прямоугольных и полукруглых башен и четыре мощных бастиона. В комплекс крепостных укреплений входят еще два отдельно стоящих форта, один из которых – Ловренац – защищает город с запада, другой – Ревелин – является надежной защитой восточных стен и расположенной здесь гавани.

По верху крепостной стены почти на всем ее протяжении идет широкий проход, огражденный с обеих сторон высоким каменным парапетом. В случае нападения здесь находились защитники города, они могли свободно маневрировать во время боя. Сейчас же здесь всегда полно туристов, отсюда великолепно виден весь Дубровник и его окрестности.

Вид на форт св, Ивана

С западной стороны крепости располагаются ворота, ведущие в крепость из района Пиле. Поэтому их и называют воротами Пиле. Они находятся в невысокой полукруглой, несколько приземистой башне. Чтобы приблизиться к воротам, надо пройти через небольшой каменный мост и другой, продолжающий его, очень маленький деревянный подъемный. Мосты были перекинуты через широкий ров, окружавший некогда старый город и теперь почти полностью засыпанный. Прикрепленные сейчас к стене башни массивные тяжелые цепи поднимали подвесной деревянный мостик, и таким образом наглухо закрывался вход в крепость.

Над широким арочным проемом ворот в толще стены башни устроена ниша – в ней помещена статуя св. Влаха, покровителя города, созданная еще в XIV веке. Это традиционное для Дубровника изображение патрона. В руке св. Влаха модель Дубровниц- кой крепости.

Эти ворота крепости очень романтично выглядят вечером, когда специальная подсветка четко выделяет из окружающей темноты стену башни, ее замшелые камни, мост и часть деревьев.

Карака – судно Дубровницкого флота. Фрагмент картины Н. Божидаровича. 1513

masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Дубровник (Dubrovnik) — крупнейший хорватский город и порт в Южной Далмации, «жемчужина Адриатики», который великий британский драматург Бернард Шоу по праву назвал «раем на земле».

Один из древнейших городов Адриатического побережья, хорватский Дубровник имеет уникальнейшую и интереснейшую историю. В Средние века Дубровник был не просто городом, а городом-государством с развитой торговлей, флотом и дипломатией. Начало же истории, как водится, сокрыто за давностью веков и обросло многочисленными легендами.

Самая распространенная и официальная версия возникновения города следующая.

Фото 2.

Когда-то на месте современного курортного городка Цавтат (недалеко от современного Дубровника) существовал римский город Эпидавр. Предположительно, Эпидавр возник как древнегреческая колония. К IV веку н. э. город уже являлся важным морским и торговым центром. В 614 году в Эпидавр вторглись завоеватели — племена аваров и славян — и разгромили его. Выжившее население бежало и спряталось в окрестных лесах, а также на скалистом островке Лаусе, что в переводе с древнегреческого означает «утес». Островок от суши отделял лишь узкий пролив, но благодаря скалистому окружению, к нему трудно было подступиться как со стороны моря, так и со стороны суши.

Эпидаврские беженцы смешались с населением островка и основали город, который получил название Раус, Рагуз или Рагусиум. Уже к IX веку Дубровник (Dubrovnik) стал хорошо укрепленной крепостью, выдержавшей 15-месячную осаду сарацин с помощью флота могущественной Византийской империи. Под византийским владычеством город спокойно развивался в течении VII-XII столетий.

Фото 3.

В то же самое время напротив островка на суше росло хорватское поселение, окруженное дубовой рощей и потому получившее название Дубровник. Между Рагузой и Дубровником постепенно крепли торговые, дружеские и родственные связи – хорватское и романское население смешивалось, пролив между городами под воздействием морских наносов становился все мельче, и к концу XI века его просто засыпали землей. В месте, где островок соединился с сушей, теперь проходит главная улица Дубровника – Страдун.

Читайте также:  Семейная крепость – два дома братьев из Мексики

Итак, к XII столетию оба поселения объединились, оградившись единой крепостной стеной. В XIII столетии стена опоясала также и пригородные районы, и Дубровник получил именно тот охват, в котором мы видим Старый город сегодня. Благодаря преобладанию хорватского населения к XIV веку город по духу окончательно стал хорватским. И потому именно Дубровнику суждено было стать средневековым центром хорватской культуры, и прежде всего, литературы на хорватском языке.

Фото 4.

Дальнейшая история Дубровника, ставшего городом-государством, одним из самых маленьких, но самых сильных, независимых и успешных в Средневековье государств Адриатического региона, уже не так покрыта мраком веков и хорошо задокументирована.

В 1032 г. Дубровник участвовал на стороне Византии в борьбе против арабов, в 1053 г. арабский писатель Идриси упоминает Дубровник как самый южный хорватский город. В 1169 г. Дубровник и Пиза подписали договор о морской торговле на Средиземном море, а к XIII столетию Дубровник уже заключил важнейшие торговые договора с другими крупными адриатическими городами – Равенной, Анконой, Ровинем, Котором и многими другими. Дубровнику также удалось стать главным торговым рынком для своих материковых соседей – государств Боснии и Сербии.

Фото 5.

Город сохранял свое древнее романское название – Рагусиум. Впервые название «Дубровник» встречается в 1189 г. в документе боснийского князя Кулина. Городское правление в XII веке возглавлял князь, которого из своих рядов выбирали горожане. Постепенно выделилась прослойка богатых землевладельцев, в руках которых сосредоточилась власть, и Дубровник стал развиваться как типичная средиземноморская аристократическая республика.

Высокоразвитый флот и торговля с развитыми материковыми государствами и морскими портами очень быстро сделали Дубровник серьезным конкурентом могущественного соседа – Венецианской республики. Поэтому Венеция неоднократно пыталась завоевать Дубровник, и в 1205 году ей удалось навязать свое правление. Дубровчанам пришлось принять князя и епископа из Венеции, которые назначали членов Великого веча города. Но за время правления чужеземцев город не раз оказывал неповиновение венецианскому льву – распоряжения властей не выполнялись, поднимались восстания против венецианского правления.

Фото 6.

В XIII веке началось расширение территории Дубровника. Город приобрёл остров Ластово, в 1333 году выкупил у Сербии полуостров Пелешац, а в 1345 году присоединил остров Млет.

В 1358 г. Дубровник окончательно освободился из-под господства Венеции и признал верховную власть венгеро-хорватских правителей. Они не вмешивались во внутренний уклад города, дела торговли и мореплавания, что привело город-государство Дубровник к полной самостоятельности, а древнее название Communitas Ragusina (Дубровницкая коммуна) преобразовалось в Respublica Ragusina (Дубровницкая республика). В 1399 г. Дубровницкая республика распространилась по адриатическому приморью от г. Стона до Орашаца, а чуть позже присоединила к своим владениям г. Цавтат и область Конавле.

Фото 7.

Ориентация на морскую торговлю привела Дубровник к расцвету. Быстрый рост кораблестроения, приоритет использования в делах торговли собственного флота, торговые соглашения с Египтом, Сирией, Сицилией, Испанией, Францией сделали республику богатейшей державой Адриатики.

В 1526 г. в Мохачской битве хорватские войска потерпели поражение от турков, и дубровчане перестали платить дань венгеро-хорватскому королю. Дубровник вступил в осторожные отношения с Турцией. За свою независимость дубровчанам приходилось регулярно платить туркам дань и щедрые подарки. Зато, также как и венгеро-хорватские правители, турки не вмешивались во внутренние дела республики, что свидетельствовало о высоком уровне развития дубровницкой дипломатии.

Фото 8.

В столетия своего расцвета Дубровник являлся аристократической республикой. Общество делилось на патрициев, «добрых граждан» и плебеев. Верховная власть была у патрициев – аристократии. Сильнейшие дворянские семьи составляли олигархию, сосредоточившую в своих руках земли и политическое управление. Хотя немногочисленная прослойка «добрых граждан» – разбогатевших торговцев – по финансовой силе была равна дворянству, фактической власти она не имела. Остальное население состояло из мелких торговцев, ремесленников, разнорабочих и моряков. В XVI веке в Дубровнике насчитывалось около 4 тысяч моряков. Был принят закон, по которому моряки Дубровника не имели права наниматься на работу на иностранные корабли, только на корабли республики. В деревнях существовало расслоение общества на крепостных крестьян, арендаторов и свободных крестьян острова Ластова. Доступ из крестьян в моряки был ограничен, чтобы избежать кризиса в сельскохозяйственной рабочей силе.

Фото 9.

Материальное благополучие республики во многом зависело от добычи и продажи полезных ископаемых. Производство и продажа добываемого на рудниках соседних Боснии и Сербии серебра и свинца приносила огромный доход. Из порта Дубровника эти металлы отправлялись в развитые европейские страны. Богатые дубровчане арендовали в соседних государствах и приобретали в собственность рудники и шахты, организовывали производство металлов и транспортировку их во Францию, Испанию, Флоренцию и Венецию. Важной отраслью экономики было сукноделие. Торговля серебром с Испанией позволяла приобретать качественную каталонскую шерсть, которую привозили морем и перерабатывали на построенных в окрестностях Дубровника сукнодельных мастерских и красильнях. Полученное высококачественное сукно хорошо продавалось на европейском рынке.

Богатство республике приносила также развитая торговля солью, добываемой на крупных месторождениях в Стонском перешейке. Монополия Дубровника на торговлю солью с балканскими странами сохранялась столетиями. До сих пор Стонская соль высоко ценится как в самой Хорватии, так и за ее пределами.

Хотя многочисленные ремесленные мастерские Дубровника – особенно ювелирные и кожевенные – работали, в основном, на нужды горожан, эти отрасли также вносили свой небольшой вклад в международную торговлю того времени.

Фото 10.

Торговля, судостроение и деревообработка в XV-XVI в достигли в Дубровнике невиданных высот. Постройка корабля по-дубровницки означала надежность и практичность конструкции. К середине XVI столетия Дубровник уже располагал торговым флотом в 180 кораблей грузоподъемностью в 36 тысяч телег. Дубровник стал одним из первых государств, которое уже в 1568 году издал закон о страховании морских судов, что тоже приносило городу немалую прибыль.

Как часто бывает в истории, благополучие граждан и финансовая стабильность повлекли за собой расцвет науки, искусства и ремесел, совпавший с европейским Ренессансом. До XV столетия литература в Дубровнике создавалась на латинском языке, причем весьма успешно – в 1485 году дубровницкий поэт Илия Цриевич был награжден лавровым венком в Риме. Но уже в начале XV века появились первые стихи на хорватском языке Джоно Калича. А в XVI столетии раскрылся мощный драматургический дар Марина Држича, расцвел дар барочного поэта Ивана Гундулича, написавшего знаменитую поэму «Осман» и создавшего самые прекрасные хорватские стихи о свободе. В науке прославились историки Лудовик Цриевич Туберон и Бенко Котрулич, написавшие трактат о торговле, оптик Марин Геталдич, физик, математик и философ Руджер Бошкович.

Фото 11.

В изобразительном искусстве той эпохи созданы и великолепные образцы ренессансной живописи. До наших дней сохранились полотна Вицко и Ловро Добричевичей, Михайло Хазмича, Николы Божидаревича, свидетельствующие о высочайшем мастерстве хорватских живописцев. К сожалению, большая часть живописного наследия Дубровника пострадала или уничтожена вследствие страшного природного катаклизма, обрушившегося на город в XVII веке.

Катастрофическое землетрясение 1667 года стало самым страшным и разрушительным событием за всю историю Дубровника. Город был разрушен, в руинах и пожарах погибли тысячи горожан. Десятки зданий, романский кафедральный собор, великолепные готические и ренессансные палаццо, монастыри и костелы превратились в руины. Пострадали и корабли в порту. К счастью, крепостные стены почти полностью выдержали удар стихии.

Фото 12.

После катастрофы город долго и трудно восстанавливался. Его облик сильно менялся. Улицы застраивались скромными и похожими друг на друга фасадами в стиле барокко, в первых этажах зданий располагались магазины, с обязательным входом «в колено». Сохранился в первозданном виде только Княжеский дворец и Палаццо Спонза. И все-таки после восстановления Дубровнику вновь удалось стать одним из красивейших городов Средиземноморья.

Дубровницкая республика перестала существовать только в 1808 году, под натиском Наполеоновских войск. С падением Наполеона возникли надежды на восстановление прежней республики, но вместо этого на Венском конгрессе было принято решение всю территорию Дубровницкой республики отдать под власть Австрийской империи. В этот период Дубровник стал провинциальным городом на задворках большой империи, хотя по-прежнему занимался торговлей и мореплаванием, но уже без былой славы и размаха.

Фото 13.

В XX веке постепенно началось превращение Дубровника в мировой туристический центр. С середины века в городе и окрестностях стали строиться гранд-отели и крупные гостиничные комплексы. Строительство аэропорта в Чилипи в 80-е годы прошлого столетия еще более способствовало развитию туризма, а уникальная история, архитектурные и природные красоты города и окружающей местности ежегодно привлекают миллионы туристов со всего света.

В 1990-ом году Дубровник, согласно волеизъявлению его народа, вошел в состав независимой Хорватии и стал одним из важнейших ее центров. Последним испытанием для города стала югославская война в 90-х годов прошлого века, во время которой Дубровник подвергался бомбежкам и разорению. Но мужественные защитники города при поддержке миротворческих сил освободили Дубровник от захватчиков. Теперь он вновь, как и во времена своего расцвета, свободный и гордый, восхищает своей красотой и сохранившимся духом свободы без преувеличения весь мир. ­­

Фото 14.

Фото 15.

Фото 16.

Фото 17.

Фото 18.

Фото 19.

Фото 20.

Фото 21.

Фото 22.

Фото 23.

Фото 24.

Фото 25.

Фото 26.

Фото 27.

Фото 28.

Фото 29.

Фото 30.

Фото 31.

Фото 32.

Фото 33.

Фото 34.

Фото 35.

Фото 36.

Фото 37.

Дворянские гнезда: кто восстанавливает старинные усадьбы в русской провинции

«Здесь незачем волноваться, нечего мутить; здесь только тому и удача, кто прокладывает свою тропинку не торопясь, как пахарь борозду плугом. И какая сила кругом, какое здоровье в этой бездейственной тиши! Тишина обнимает его со всех сторон, солнце катится тихо по спокойному синему небу, и облака тихо плывут по нему, кажется, они знают, куда и зачем они плывут. В то самое время в других местах на земле кипела, торопилась, грохотала жизнь; здесь та же жизнь текла неслышно, как вода по болотным травам; и до самого вечера Лаврецкий не мог оторваться от созерцания этой уходящей, утекающей жизни; скорбь о прошедшем таяла в его душе как весенний снег, — и странное дело! — никогда не было в нем так глубоко и сильно чувство родины». (Иван Тургенев, «Дворянское гнездо»)

Иван Сергеевич Тургенев был убежден: нигде в мире нет такого блаженства, как в российской глухомани. Но из 7000 сохранившихся дворянских гнезд не превратилось в руины лишь каждое десятое. В 2012 году государство разрешило выкупать объекты исторической недвижимости частным лицам. Оказалось, многие из тех, кто читал Тургенева в школе, готовы инвестировать в образы из романов: садиться, как в экипажи, в вертолеты и мчать в свои усадьбы.

Чтобы получить историческое имение, нужно победить на аукционе и арендовать усадьбу у федеральных или региональных властей на 49 лет. Государство обещает арендную плату «рубль за метр» и даже возможность приватизации. Так 400 усадеб обрели новых владельцев. Но у аренды есть обязательное условие — проведение ремонтно-реставрационных работ за счет арендатора. А плата «рубль за метр» устанавливается лишь после сдачи объекта в эксплуатацию. «Осознание того, что компенсация средств не совпадает с реальными тратами, отталкивает собственников, — считает Дмитрий Ойнас, вице-президент фонда «Возрождение русской усадьбы». Например, отказались от одного из своих проектов крупнейшие участники рынка исторической недвижимости, основатель и владелец ГК «Конкор» Владимир Кононов и его супруга Ирина. В 1990-х Кононовы с музейной дотошностью восстановили усадьбу середины XIX века, дом Ивана Белюстина в Калязине. В 2004 году они взяли в аренду тверскую усадьбу Знаменское-Раек архитектора Николая Львова, один из самых известных примеров русского палладианства XVIII века. Арендно-охранный договор предполагал проведение археологических и противоаварийных работ и разработку проекта реставрации. «В первую очередь колоннады из 109 колонн, — рассказала Forbes Life Ирина Кононова. — Реставрация каждой колонны стоит как ремонт небольшого дома». Супруги восстановили колоннаду и два из четырех флигелей, привели в порядок парк, высадили 10 000 роз. Это стоило им не менее $20 млн. И тут Кононовы узнали, что при приватизации усадьбы «учесть уже понесенные расходы невозможно. Получается, чем лучше сделаешь сейчас, тем дороже заплатишь за усадьбу потом». Продлевать арендно-охранный договор они не стали.

Forbes Life выбрал пять имений, которые перешли в частную собственность.

Терем Асташово, Чухломской район Костромской области

Собственник: инвестиционный банкир Андрей Павличенков и его супруга Ольга Головичер.

Условия владения: в собственности с 2007 года.

От терема Асташово до ближайшего райцентра Чухломы — 30 км. Дорог почти нет. «Именно удаленность от цивилизации и максимальная близость к природе стала визитной карточкой Асташова», — считает специалист по русским усадьбам Вадим Разумов.

Деревянный терем был построен в 1903 году образованным крепостным Мартьяном Сазоновым как свадебный подарок второй жене Анне. Эксцентричный архитектурный проект выполнил петербургский зодчий Иван Ропет (баня-теремок его работы стоит в мамонтовском Абрамцеве).

В 2007 году ветхую покосившуюся диковинку решили восстановить инвестиционный банкир Андрей Павличенков и его супруга Ольга Головичер. Задача оказалась непростой: права наследования на землю в заброшенной деревне запутанны, а сам терем, как рассказала Forbes Life Ольга Головичер, «Росреестр и БТИ увидели впервые, когда мы в 2010 году регистрировали права собственности». В тот момент уже полным ходом шла реставрация. Работы возглавил архитектор из города Кириллова, специалист по русскому северному зодчеству Александр Попов.

Новые владельцы открыли в тереме гостиницу и музей, водят экскурсии по окрестностям. По словам Андрея Павличенкова, в 2017 году в тереме побывали порядка 2000 человек: «И это без всякой рекламы, только благодаря сарафанному радио». В 2019 году супруги рассчитывают утроить туристический поток, открыв в Асташове ресторан. «Хотим сделать простую русскую кухню, с акцентом на местные продукты».

Объем инвестиций в Асташово Павличенков и Головичер не раскрывают. Добиться окупаемости супруги рассчитывают в ближайшие два года.

Усадьба Студеные Ключи, Заволжский район Ивановской области

Собственник: Александр Широков, гендиректор компаний «Капитал» и «Редвелл».

Условия владения: в собственности.

Студеные Ключи еще восстанавливаются, но уже сейчас там устраивают музыкальные фестивали, шахматные турниры, культурные форумы, творческие лагеря молодых художников.

Усадьба в стиле классицизма неподалеку от города Кинешмы построена в начале ХХ века на средства потомственного дворянина Николая Рузского по проекту архитектора Владимира Адамовича. После революции усадьбу национализировали, разместили в ней рабочий клуб, затем туберкулезный диспансер и в конце концов перевели на баланс Заволжского химического завода.

Сегодня владелец усадьбы — 47-летний бизнесмен, потомственный военный Александр Широков. После отставки Широков открыл в Иванове строительный бизнес. Тогда и обратил внимание на объекты исторического наследия. В 2012 году Широков выкупил усадьбу Студеные Ключи у бывшего владельца. Студеные Ключи — это главный дом с парадными помещениями, террасой, залом-полуротондой и широкой двухмаршевой лестницей на второй этаж, а также усадебный парк с хозяйственными постройками. Автор проекта реставрации комплекса — ивановский архитектор Александр Свиридов.

Читайте также:  Дом для пожилой пары в Беверли Хиллз

В восстановление главного дома и исторических построек Широков вложил более 100 млн рублей. Теперь на территории усадьбы есть каретный двор, летник, флигель и мастерские. В планах — обучать посетителей народным промыслам, гончарному, кузнечному, швейному делу, характерным для традиционной усадебной жизни начала ХХ века. Есть идея организовать коммерческую рыбалку и давать уроки садоводства.

К 2025 году в Ключах построят гостиницу на 20 номеров. Сейчас посещение усадьбы, мероприятий и проведение фотосессий бесплатное. «Пока брать деньги с посетителей я не готов»,— сказал Александр Широков Forbes Life.

Усадьба Марьино, Тосненский район Ленинградской области

Собственник: Галина Степанова, совладелец компаний «Северный берег» и «Орион».

Условия владения: в собственности с 2008-го.

Петербургская предпринимательница Галина Степанова купила родовое имение Строгановых-Голицыных у обанкротившегося завода «Сокол».За первые три года новая владелица полностью восстановила главный дом, вылечила старые деревья, обустроила парк в английском стиле с каскадами прудов, плотинами и водопадами. Сегодня в усадьбе открыты отель на 22 номера и ресторан с европейской, восточной и русской кухней. С 2011 года в усадьбе есть небольшая конюшня. Можно кататься на лошадях, на лодках, велосипедах, санях, лыжах и коньках, играть на бильярде и в настольный теннис. На местной ферме разводят баранов, коров, кур, гусей и даже страусов. В усадьбе собрана обширная библиотека и открыта галерея, где выставляются работы современных художников-реалистов. (когда-то Галина Степанова владела галереей «Петербургский художник»).

Основной доход усадьбе приносит проведение свадеб, дней рождения, корпоративов и семинаров. «Но этого недостаточно», — утверждает Степанова. За 10 лет добиться окупаемости усадьбы не удалось.

У владелицы появилась мечта — заказать скульптору Михаилу Шемякину фигуру Пиковой дамы, ведь ее прототипом послужила Пушкину хозяйка усадьбы Наталья Голицына. «Этот факт непременно нужно увековечить», — говорит Галина Степанова.

Усадьба Степановское-Волосово, Зубцовский район Тверской области

Собственник: бизнесмен Сергей Васильев, председатель совета директоров ИГ «Русские фонды».

Условия владения: в собственности.

Степановское-Волосово на самом деле настоящий дворец, напоминающий Шереметевский в московском Останкине. Только главный дом в Степановском больше, парк в английском стиле обширнее. Проект усадьбы приписывается Джакомо Кваренги, главному русскому палладианцу. До революции усадьба принадлежала потомкам княжеского рода Куракиных, придворных Павла I. В главном доме хранился княжеский архив, библиотека, коллекции живописи, медалей, монет и минералов. После революции имение национализировали, сохранившуюся часть коллекций передали в Тверь и Москву. Усадьба пострадала во время Второй мировой. После войны в Степановском открыли психоневрологический диспансер. В 2005 году главный дом горел.

«На реставрацию главного дома и английского парка у нас ушло восемь лет и несколько сотен миллионов рублей»,— рассказал Forbes Life Сергей Васильев. Сейчас имение восстановлено, пруд очищен, парк приведен в порядок. Усадьба постепенно начинает зарабатывать, как говорит Васильев. По усадьбе и парку водят экскурсии, в ней устраивают свадебные обеды, торгуют продуктами местной фермы. По подсчетам владельца, в 2017 году в усадьбе побывало не менее 3000–4000 посетителей.

Усадьба Скорняково-Архангельское, Задонский район Липецкой области

Собственник: Алексей Шкрапкин, финансист, инвестор, гендиректор ИК «Форту-Фэмили».

Условия владения: в собственности.

В центре усадьбы — стройный белоснежный храм Михаила Архангела начала XIX века с базиликальным куполом, классическим ризалитом и двухъярусной надвратной колокольней. Бизнесмен Алексей Шкрапкин увидел полуразрушенный храм в детстве. По его словам, тогда же появилась мечта его восстановить. Об усадьбе не было и речи. Вокруг храма были не то что руины, а мелкие куски построек.

Первым владельцем усадьбы в конце XVII века был помещик Григорий Скорняков-Писарев. Два века спустя имение перешло дворянской семье Чернышевых и Муравьевых-Карских. Они построили новый главный дом, посадили роскошный сад, вырыли пруды. В новейшей истории владельцем стал руководитель производства автомобилей «Руссо-Балт» Михаил Шидловский. Алексей Шкрапкин выкупил у него имение в 2009 году за
1 млн рублей. Бизнесмену достались руины главного дома, руины храма и территория в 30 га. В восстановление было вложено более 200 млн рублей. В 2008 году Шкрапкин открыл инвестиционную компанию «Форту-Фэмили». Этот бизнес сегодня финансово подпитывает усадебный проект.

Восстановление Алексей Шкрапкин начал с храма. Затем занялся главным домом и другими постройками. Концепцию имения — коммерческого проекта разработало французское архитектурное бюро, а реализовали московские архитекторы под руководством Петра Браговского. Строительные работы вела российская реставрационная компания «Лайм Парк». Процесс восстановления занял шесть лет.

Первые гости приехали в Скорняково-Архангельское в 2015 году. В усадьбе открыты гостиница на 30 номеров, банкетный зал на 200 человек, а в здании бывшей ткацкой фабрики — французский ресторан «Бальмонтъ». Шкрапкин неравнодушен к Франции, там у него есть замок и винодельня. По мнению владельца, Скорняково-Архангельское — идеальное место для семейного отдыха, крестин и свадеб. По подсчетам владельца, в 2017 году в усадьбе побывало 40 000 посетителей. Несмотря на гигантский поток, окупить проект раньше чем через 15–20 лет Шкрапкин не рассчитывает.

Архитектура вне времени: какие объекты реставрации стали лучшими в 2017 году

В Москве гармонично соседствуют небоскребы и дома с вековой историей, современные бизнес-центры и усадьбы, в которых когда-то жили купцы и князья. Чтобы сохранить уникальные памятники для потомков и приспособить исторические здания для современного использования, проводится масштабная работа.

С 2011 года уже отреставрировано более 900 памятников архитектуры, на 182 из них работы завершили в этом году. По традиции лучшие объекты удостоились наград конкурса «Московская реставрация». Среди них усадьба фон Рекк на Пятницкой улице, памятники Пушкину и Горькому, цветочные партеры ВДНХ, усадьба Остафьево и другие.

Соревнование шло в номинациях за лучший проект, качество и организацию работ, а также за научно-исследовательскую деятельность.

Городские усадьбы

Дом со львами: особняк в стиле позднего модернизма

Особняк усадьбы фон Рекк, известный также как дом со львами, стал лучшим объектом реставрации 2017 года по итогам голосования москвичей в проекте «Активный гражданин».

Дом на Пятницкой улице построили в 1897 году по заказу Вильгельмины Рекк — жены главы Товарищества Никольских рядов и основателя Московского торгово-строительного акционерного общества Якова Рекка. Это богато украшенное лепниной здание с монументальным портиком, колоннами и парадным окном с двумя кариатидами. Его левая часть представляет собой восьмиугольную башню с круглыми окнами и чешуйчатым куполом оригинальной формы.

Свое неофициальное название дом получил из-за скульптур лежащих львов справа и слева от парадного портика.

Внутри здания сохранилось несколько изящно оформленных парадных залов — зеркальный, мавританский, барочный, музыкальный, проходной. Во время реставрации между ними удалили перегородки, обновили окна, двери и паркет, лепной гипсовый декор с золочением и серебрением, а также живопись на картушах и под куполом одного из залов.

Усадьба Остафьево

Остафьево — один из немногих сохранившихся образцов подмосковной русской усадьбы конца XVIII — начала XIX века. Долгое время имение принадлежало князьям Вяземским и их наследникам, также на протяжении долгого времени здесь жил и работал автор «Истории государства Российского» Николай Карамзин.

За более чем двухсотлетнюю историю внешний облик усадьбы сильно изменился, а ее внутренняя планировка была практически полностью утрачена. Реставрация началась в 2011 году. Над главным домом восстановили бельведер, вернувший архитектурному ансамблю дворцовый вид.

Печи усадьбы облицевали изразцами, в помещениях первого и второго этажей воссоздан архитектурный декор, а в спальне и диванной установлены колонны малого ордера. В овальном зале по фотографиям начала XX века специалисты восстановили геометрию свода, отреставрировали искусственный мрамор и полуциркульное окно.

Приспособили здание и для современного использования. На цокольном этаже сделали конференц-зал, а в лестничной пристройке восточного ризалита появилась гидравлическая платформа для посетителей с ограниченными возможностями здоровья. Основные работы в доме завершились в 2016 году, а в 2017-м был восстановлен парк с беседкой «Храм Аполлона».

Жилой дом с лепным декором

Дом в Денежном переулке, где жили купец Николай Боль и владелец одного из крупнейших музыкальных издательств в дореволюционной России Карл Гутхейль, был перестроен в 1887 году. До этого здесь располагалось одноэтажное деревянное здание в стиле ампир.

По проекту архитектора В.П. Гаврилова со стороны улицы сделали главный вход, над ним надстроили мезонин с балконом, а фасад дома украсили лепным декором с элементами классицизма.

В 1890-х годах дом часто посещал композитор Сергей Рахманинов, приезжавший к своему издателю и другу Карлу Гутхейлю. После революции в особняке располагалась организация «Новая Москва», а затем — коммунальные квартиры. К 1960-м годам балкон на фасаде был утрачен, а печи разобраны. В конце 1980-х годов в здании провели ремонт и передали его Министерству иностранных дел, но уже спустя 20 лет особняк пришел в аварийное состояние. Реконструкцию дома начали в 2016 году. Специалисты отремонтировали фасад, кровлю и полы, восстановили лепнину и отделку помещений, сделали новую проводку и систему вентиляции.

Рубль за метр: реконструкция в интересах города и инвесторов

Номинантами премии стали сразу два объекта, в которых в этом году завершилась реставрация в рамках программы льготной аренды «1 рубль за 1 квадратный метр». Под современное использование приспособили главный флигель усадьбы купца Марка Гусева и жилой дом купца Николая Баулина.

Здания пришлось буквально спасать от разрушения. Усадьбу на Большой Полянке построили в 1822 году для купца Марка Гусева. В 1857-м здание перешло к другому представителю купеческого сословия — Алексею Зайцеву, который открыл здесь чайный магазин, винный погреб и водочный завод. А в 1880 году в доме была открыта аптека Карла Феррейна. В XX веке здание оборудовали водопроводом, канализацией и электричеством. Но постепенно дом начал приходить в упадок, к 1999 году его износ составлял уже 58 процентов.

Еще хуже ситуация обстояла с домом купца Николая Баулина на Николоямской улице. В 2012 году объект частично находился в руинированном состоянии. Были полностью утрачены кровля, часть стены главного фасада, картуш, аттик.

Дом имеет богатую историю. Известно, что в основании его западной части располагались каменные палаты с подвалом конца XVIII века. Помещения палат перекрыты сомкнутыми и цилиндрическими сводами. После пожара 1812 года у дома появились второй этаж и дополнительное крыло вдоль Николоямской улицы. В 1885 году здание объединили с двухэтажной каменной жилой пристройкой и одноэтажным хозяйственным корпусом, провели капитальный ремонт и восстановили фасад с небольшим фигурным фронтоном посередине. В 1860-х годах дом перешел к Николаю Баулину, который открыл рядом фабрику по производству платков, а с появлением СССР здание разделили на жилые квартиры.

При реконструкции была выполнена большая работа. В доме воссоздана планировка конца XIX века, включая продольную капитальную стену и перегородки комнат, сделаны печи, карнизы и паркет. На первом этаже сохранили исторические сводчатые помещения. По фотографиям восстановили парадную лестницу со ступенями из доломита. Воссоздали откосы проемов, металлические козырьки над входами, парапетную решетку и въездные ворота.

Усадьба в лучших традициях классицизма

Здание усадьбы, расположенной на Петровском бульваре, во второй половине XVIII века построили по заказу статского советника Евграфа Татищева. Это был двухэтажный дом с двумя флигелями и дворовым служебным корпусом. Имение передавалось по наследству до середины XIX века, затем его по своему вкусу переделали новые хозяева. Здание стало трехэтажным, с нежилым подвалом.

После Октябрьской революции главный дом приспособили под поликлинику, затем там располагался НИИ рефлексотерапии. В ходе реконструкции были воссозданы главная лестница, цилиндрические своды на первом этаже и лепной декор, отреставрированы мраморные колонны и заменена кровля.

Богатая история дома в Петроверигском переулке

Новый облик получила и городская усадьба, известная как бывший дом Петра Боткина. Специалисты отреставрировали главный дом, дополнительные корпуса и ограду.

В 1803 году усадьбу приобрел бывший директор Московского университета Иван Тургенев (отец историка Александра Тургенева и декабриста Николая Тургенева), открыв в ней литературный салон. В гостях у Тургеневых бывали Николай Карамзин, Василий Жуковский, Василий Пушкин.

Во время пожара 1812 года значительная часть усадьбы пострадала, а 1832 году еще не восстановленное здание продали чаеторговцу Петру Боткину. При нем усадьба вновь стала одним из центров культурной и общественной жизни Москвы. Здесь бывали Николай Гоголь, Александр Герцен, Иван Тургенев, Лев Толстой, Виссарион Белинский и Афанасий Фет.

После Октябрьской революции дом был национализирован, в нем располагались курсы Коминтерна и подготовки личного состава Красной армии, а затем открылся детский сад.

Гостиница Кокорева и публичная библиотека: объекты гражданской архитектуры

Лауреатами конкурса среди объектов гражданской архитектуры стали здания Кокоревского подворья на Софийской набережной и Государственной публичной исторической библиотеки.

Кокоревское подворье — гостиница с магазинами и оптовыми складами — построено в начале 1860-х годов предпринимателем и меценатом Василием Кокоревым. Здесь насчитывалось 315 номеров ценой от 30 копеек до четырех рублей в сутки. Торговая часть состояла из 20 магазинов.

В гостинице останавливалась делегация конгресса США, жили писатели П.И. Мельников-Печерский, Д.Н. Мамин-Сибиряк, художники И.Н. Крамской и В.Д. Поленов, номера снимали Л.Н. Толстой и П.И. Чайковский.

В 1889 году подворье было продано из-за финансовых затруднений, но гостиница продолжала работать вплоть до революции. Затем здание было передано оборонному ведомству. Тогда в нем надстроили несколько этажей.

В этом году также завершилась реставрация объекта «Жилой дом XVIII–XIX веков», в котором расположена Государственная публичная историческая библиотека России. В ходе работ восстановили фасад и внутреннее убранство помещений, а также обновили техническую базу библиотеки.

Цветники и мостики: объекты садово-паркового искусства

Целый год ландшафтные архитекторы и дизайнеры трудились над цветочными партерами ВДНХ. Их задачей было возродить цветники, которые украшали выставку в 1954 году. Специалисты воссоздали рисунки цветочных композиций и узоры озеленения. Растения использовали подобные тем, что росли здесь в середине прошлого века, но более устойчивые к современному климату. Всего высадили 50 тысяч кустарников, 200 деревьев и более двух миллионов цветов. А общая площадь цветников составляет 20 тысяч квадратных метров.

Еще одним знаковым объектом реставрации стал ансамбль усадьбы Нескучное. Специалисты восстановили два кирпичных и один каменный мост, перекинутые через большой овраг в первой трети XIX века.

Памятники Пушкину и Горькому: объекты монументального искусства

Реконструкция памятника Александру Пушкину заняла целый год. Прошлым летом в мастерскую отправили цепи ограждения, а весной 2017 года начали восстанавливать основание и ступени монумента. Саму скульптуру очистили от пыли, сажи и копоти, удалили поверхностную мастиковку, закрывавшую неровности и дефекты металла, а на поверхность скульптуры нанесли специальный состав для выравнивания цвета и устранения бликов.

Также эксперты решили сохранить зеленый цвет памятника, который он приобрел из-за окисления металла. Для этого было выполнено локальное химическое патинирование (искусственное состаривание).

Кроме того, в этом году памятник Максиму Горькому вернули на историческое место — на площадь Тверская Застава. Изначально монумент установили в сквере напротив Белорусского вокзала еще в 1951 году. Именно сюда писатель прибыл после своей итальянской эмиграции, здесь же выступил с первой после возвращения речью. В 2005-м памятник сняли с постамента и перевезли в «Музеон» из-за планов по изменению схемы движения на площади, а затем решили вернуть обратно.

Работа по реконструкции шла в несколько этапов. Сначала специалисты очистили скульптуру от продуктов коррозии, воска и лакокрасочного покрытия, а также устранили дефекты поверхности. Затем были усилены каркас и крепежная арматура основания скульптуры, выполнена декоративная отделка поверхности. Параллельно с реставрацией восстанавливали гранитные блоки стилобата и постамента памятника.

Читайте также:  Монолитный особняк в Бразилии

Белый город и «Зарядье»

Фрагмент фундамента стены Белого города был обнаружен в ходе археологических исследований и законсервирован еще 10 лет назад. Кирпичная стена, крашенная белой известью, стала третьим крепостным сооружением после Кремля и Китай-города. Построили ее еще в конце XVI века, а с расширением города в XVIII веке стену стали постепенно разбирать, используя кирпич для строительства особняков.

В 2017 году на Хохловской площади устроили музей под открытым небом. Самый большой из сохранившихся фрагментов стены помещен под стекло, а вокруг расположился амфитеатр с деревянными сиденьями для отдыха горожан.

Часть еще одной древней стены, Китайгородской, была обнаружена в ходе строительства парка «Зарядье». Теперь кусок стены XVI века включен в подземное пространство реконструированного пешеходного перехода через Москворецкую набережную. В экспозицию уникального музея вошли также и другие археологические находки, сделанные на территории «Зарядья».

Ансамбль станций Московской окружной железной дороги

Московская окружная железная дорога была построена в 1903–1908 годах. Здания станций и служебные постройки были возведены в едином стиле московский модерн. К началу реконструкции железнодорожного кольца в 2012 году значительное число построек было уже утрачено, но оставшиеся здания реставраторам удалось восстановить. Теперь их можно увидеть прямо из окна поезда. Например, это двухэтажное здание вокзала на станции Воробьевы Горы с залом ожидания и буфетом или комплекс построек станции Канатчиково — двухэтажное здание, два жилых дома, сторожка, пакгауз.

«Московская реставрация»

Конкурс «Московская реставрация» проводится с 2011 года. За это время его участниками стали более 300 реставрационных компаний, проектных организаций и других участников реставрационных работ.

По итогам прошлогоднего конкурса за работы на 25 объектах культурного наследия награждены 40 участников. Лучшими стали проекты реставрации особняка Берга, скоропечатни Левенсона, Казанского вокзала, собора Донского монастыря и другие.

Дубровник

Один из самых солнечных городов Европы Дубровник отличается живописной природой, чистым морем, отличными экологическими условиями, хорошо сохранившимися памятниками архитектуры и множеством отелей. Город заслуживают внимания.

Дубровник, фото Ivan Ivankovic

Дубровник (Dubrovnik) – один из красивейших городов Адриатики и Европы. Фотографии исторического центра, внесенного в список Юнеско, украшают путеводители по Хорватии. Современный Дубровник – знаменитый курорт, морской порт, центр образования, культуры, науки. В городе открыты консульства четырех европейских стран, есть международный аэропорт.

Прошлое Дубровника

Предшественником Дубровника был Рагусиум (Рагуза) – поселение беженцев из иллирийской колонии Эпидавр, возникшее в VII веке на островке Лаус-Лаве у побережья. (Его жители до 1000 года подчинялись Византии, затем город перешел под венецианскую власть.) Позже напротив Лаус-Лаве появилось славянское поселение «Дубрава», которое трансформировалось в Дубровник (названное в честь многочисленных дубовых рощ в окрестностях). В XII веке засыпали морскую протоку, отделявшую Лаус-Лаве от материка и поселения Дубровник и Рагуза постепенно срослись в один город.

В XIV веке возникла независимая Дубровницкая республика: она имела влияние в морской торговле, развивала ремесла. Республику упразднили с приходом Наполеона в 1808 году. Позднее город принадлежал Далмации, Австро-Венгрии, Югославскому государству. С 1946 года он стал частью Хорватии.

В 1667 года в Дубровнике произошло землетрясение, которое уничтожило почти весь город. Восстановление велось по четкому плану, где прописывалось, какой должна быть ширина улиц, размеры кварталов и площадь. Сегодня Дубровник вместе с Венецией и Амстердамом входит в тройку самых красивых европейский городов — памятников эпохи Возрождения.

Достопримечательности

Ворота Пиле

Ворота Плоче

Башня Минчета

Башня Бокар

Форт св. Ивана

Форт Ловриенац

Форт Ревелин

Улица Страдун

Площадь Ложа

Городская колокольня

Большой фонтан Онофрио

Княжеский дворец

Дворец Спонца

Церковь св. Спаса

Церковь св. Влаха

Францисканский монастырь

Доминиканский монастырь

Кафедральный собор

Этнографический музей

Пляж Банье

Пляж Лапад

Пляж Свети Яков

Пляж Данче

Пляж Бужа

Пляж Копакабана

Пляж Локрума

Как в любом старинном городе, в Дубровнике есть Старый и Новый город. Старый город – находится внутри массивной оборонительной городской стены, это историческое ядро Дубровника. Новый город появился в XIX-XX столетиях и застраивался, в основном, современными малоэтажными зданиями.

Городские стены

Ворота Пиле, фото Dan

Ворота Плоче, фото chetan

Множество романских и готических зданий погибло во время землетрясения 1667 г. Крепостным стенам (Dubrovačke gradske zidine) (XIV-XVI вв.) удалось устоять. Сегодня туристам предлагают прогулки по городским укреплениям, протяженность которых 1,94 км, толщина со стороны моря 1,5-3 м, со стороны суши 4-6 м, максимальная высота до 25 м.

Врата Пиле (Vrata od Pila) – западные каменные ворота в Старый Дубровник. К ним ведет мост, проложенный через высохший ров. Над входом – статуя Влаха, стража города.

Восточные ворота называются Плоче (Vrata od Ploča)

Башня Минчета, фото Dan

Башня Бокар, фото Kevin Chan

На западе городских стен стоит башня Бокар (Kula Bokar), которая была построена в 1461-1463гг.

Монументальная круглая башня Минчета (Minčeta) расположена на севере городских укреплений, ее возвели в 1464 году.

Форт Ревелин, фото Martin Wippel

Ревелин (Tvrđava Revelin) — форт к востоку от городских стен, был построен в 1462 году.

Музей мореплавания

Форт св. Ивана, фото Antonio Vaccarini

На юге городских укреплений возвышается форт св. Ивана (Tvrđava Sv. Ivan), дата его постройки 1346 г. Там сегодня размещены Морской музей, Аквариум (с экспозицией обитателей Адриатики) и Институт морских и прибрежных исследований, а так же терраса, используемая в качестве летней сцены во время Летнего фестиваля в Дубровнике.

Форт Ловриенац

Форт Ловриенац, фото wally nelemans

На выступающей в море скале расположилась мощная крепость — Форт Ловриенац (Tvrđava Lovrijenac). Впервые о крепости на этом месте упоминается в XI веке. Форт Ловриенац строился в XIV-XVI вв., чтобы отражать атаки с моря. Толщина стен со стороны моря доходит до 12 м, а со стороны города – около 0,5 м. Над крепостными воротами выбит девиз «Non bene pro toto libertas venditur auro» — «Свобода не продается ни за какие сокровища мира».

Страдун

Страдун, фото — Dunja —

Главная улица Старого города – Страдун (Stradun) появилась еще в VII в. на месте морской протоки, отделявшей остров Лаус-Лаве от материка. Здесь построены позднеренессансные дома из розоватого известняка с магазинами в нижнем ярусе. Под полосатыми маркизами выставлены столики открытых кафе; играют уличные музыканты, сувенирные лавки зазывают туристов. Страдун соединяет западный вход в город (Врата Пила) и площадь Ложа.

Площадь Ложа

Городская колокольня на площади Ложа, фото BexWalton

Ложа (trga Luža) — главная площадь Дубровника, на которой стоят здания XV-XVII вв., звонница с часами, городская ратуша, Малый фонтан Онофрио, церковь Св. Власия, дворец Спонца, а в центре возвышается колонна Орландо.

Городская колокольня

На площади Luža стоит 31-метровая готическая Городская колокольня (Gradski zvonik), построенная в 1444 году.

Большой фонтан Онофрио

Большой фонтан Онофрио, фото Pufacz

Напротив ворот Пиле – круглый Большой фонтан Онофрио (Velika Onofrijeva česma) (1438 г.), названный в честь архитектора. Вода вытекает из рельефных масок между колоннами. Первоначально фонтан был двухэтажный, богато украшенный в барочном стиле, но после разрушений восстановлен частично.

Княжеский дворец

Княжеский дворец, фото mihautredovski

Княжеский дворец с галереей (Knežev dvor) (XIII-XIV вв.) – одна из раннеренессансных построек, уцелевших при землетрясении. До 1808 г. являлся княжеской резиденцией. Сегодня в здании помещается городской исторический музей.

Дворец Спонца

Дворец Спонца, фото Dan

Дворец Спонца (Palača Sponza) (1521 г.) сохранил ренессансный архитектурный облик. В разное время он использовался как таможня, монетный двор, банк, казначейство и школа. Сегодня в нем размещен городской архив. Площадка перед дворцом используется для проведения Дубровницкого летнего фестиваля.

Церковь Святого Спаса

Церковь Святого Спаса, фото Mikko Muinonen

На западной стороне Страдуна – маленький храм Святого Спаса (Crkva sv. Spasa) (1528 г.). Это церковь обета, построенная после сильного землетрясения 1520 года в ренессансном стиле с готическими элементами. Сегодня в ней проводятся концерты классической музыки и художественные выставки.

Церковь св. Влаха

Церковь св. Влаха, фото Veselin Atanasov

Церковь св. Влаха (Crkva sv. Vlaha) – покровителя города Власия Севастийского – была построена в 1715 году на месте старой романской церкви, сгоревшей в 1706 г. У здания большой купол, роскошный рельефный фасад, украшенный барочным порталом, скульптурами святых и широкой лестницей, где так любят посидеть туристы.

Внутри сохранилась позолоченная скульптура Святого Влаха из серебра, который держит в руках модель старого Дубровника еще до землетрясения 1667 года.

Францисканский монастырь

Францисканский монастырь, фото lidia_de_ragusa

Возле ворот Пиле находится Францисканская церковь (Franjevačka crkva) с колокольней и рельефным порталом, которая входит в монастырский комплекс (Franjevački samostan i crkva Male braće), основанный в 1317 г. К монастырю так же относятся: музей обители, монастырская аптека (1317 г.), библиотека с собранием древних манускриптов.

Доминиканский монастырь

Доминиканский монастырь, фото Troels Peter Roland dk

Основан Доминиканский монастырь (Dominikanski samostan i crkva sv. Dominika) был в 1225 году, но строился в XIV—XVI веках. Помимо основной функции он выполнял и защитную. Крытую галерею построил флорентийский архитектор Микелоццо-ди-Бартоломео. Сегодня в монастыре находится музей, хранящий древние религиозные реликвии и полотна религиозного искусства в венецианском стиле XV-XVI веков.

Кафедральный собор

Собор Вознесения Пресвятой Девы Марии, фото Ian Ward

Грандиозный Кафедральный собор Дубровника (Dubrovačka katedrala), или другое его название Собор Вознесения Пресвятой Девы Марии, строился в 1669–1700 гг. в стиле итальянского барокко на месте церкви VI в. У Собора большой барочный купол, три нефа и три апсиды.

Сокровищем церкви являются древние реликвии религиозного искусства, коих в церкви свыше 200. Главный алтарь украшает картина-полиптих «Вознесение», написанная Тицианом.

Этнографический музей

Этнографический музей, фото Jens Rhoades

В зернохранилище XVI века на улице Rupa создан Этнографический музей Рупе. Здесь представлены предметы быта, ткани ручной работы, костюмы, произведения ремесленников, повествующие о культуре Далмации и народах, ее населяющих.

Пляжи Дубровника

Жак Ив Кусто, путешественник и исследователь, считал море у берегов Дубровника одним из самых чистых в Адриатике. Пляжи здесь галечные и платформенные, но есть песочные (острова Колочеп и Лопуд) и скалистые.

Пляж Банье

Пляж Банье, фото croatiareviews.com

У восточного входа Старого города расположен галечный пляж Банье (Plaža Banje), для пляжного отдыха здесь все предусмотрено. В летнее время — многолюдно. Вход платный, отдельно надо платить за лежак и зонтик, за пользование душем. Но вид с пляжа на Старый город и остров Локрум впечатляет.

Пляж Лапад

Пляж Лапад, фото Alex Proimos

Пляж Лапад (Plaža Lapad) в бухте возле гостиницы Hotel Park тоже галечный, но при входе в воду вас ждет мелкий песочек. Он обустроен, есть рестораны, душевые, раздевалки, и, что немаловажно, имеется автомобильная парковка.

Пляж Свети Яков

Пляж Свети Яков, фото Péter Szvitek

В 1,5 км от центра, в маленькой бухте, находится песчано-галечный пляж Свети Яков (Plaža sveti Jakov) – пляжная зона с прокатом, рестораном и кафе-баром. Тут любят отдыхать местные жители. Вход бесплатный.

Пляж Данче

Пляж Данче, фото Tonko

Старейший скалистый пляж Данче (Plaža Danče) расположен в заливе, западнее Старого города. Незащищенный скалами берег выступает в море, поэтому здесь более прохладная вода и часто бывают высокие волны.

Пляж Бужа

Пляж Бужа, фото croatiareviews.com

В центре, у крепостных стен, между Банье и Данче, есть небольшой каменистый пляж на скале Бужа (Plaža Buža). Это нескольких каменных террас, огороженных перилами, и широкая лестница в море.

Пляж Копакабана

Пляж Копакабана, фото croatiareviews.com

Самый большой пляж Дубровника Копакабана (Plaža Copacabana). Это галечный пляж с пологим входом в воду. Здесь множество водных развлечений, веселых баров, для детей есть огромный надувной «остров». Копакабана удален от города, из центра до него идти минут 30, а на автобусе №6 доедете минут за 5.

Пляж Локрума

Нудистский пляж, фото croatiareviews.com

Это нудистский пляж , который находится на острове Локрум (Lokrum) среди живописных скал. До него надо плыть от Дубровника на пароме минут 10, затем идти от причал налево нескольких минутах. На пляже есть все для комфортного отдыха.

Как добраться до Дубровника

Собрались отдохнуть в Дубровнике? Для начала купите билет на самолет.

Международный аэропорт Дубровник находится в 20 км от города.

В центр города из аэропорта можно добраться на автобусе авиакомпании Croatia Airlines за 35 минут или на такси за 20 минут.

Отели Дубровника

Дубровник, фото AntonioVaccarini

Отели и апартаменты в Дубровнике есть на любой кошелек и вкус. Но чем ближе к Старому городу вы будете жить, тем дороже это обойдется.

Grand Villa Argentina ★★★★★ — отель в центре города с отличным видом на море.

Кухня и рестораны

Свежие продукты в городе продаются на рынке Лапад, на площади Гундулича в Старом городе. Рыбный рынок торгует в районе Груз. Повсеместно работают киоски фаст-фуда с пиццей, ризотто, салатами и лазаньей.

Местные повара искусно готовят морепродукты; добавляют много оливкового масла, зелени, чеснока. В приоритете – средиземноморская кухня. Стоит попробовать блюда из ягненка, тушеное мясо zelena menestra, суп из устриц, окорок истринский пршут и овечий сыр, колбасу славонский кулен, местные торты и фруктовые сладости. Из алкоголя популярны дубровницкая мальвазия, вина Дингач и Поступ.

Самый известный недорогой ресторан — Lokanda Peskarija, в старом порту. В Kamenice, на площади Гундулича, отлично готовят мидии. Традиционные рыбные деликатесы подают в Proto – на улице Široká.

Развлечения и отдых

Летний фестиваль в Дубровнике, фото Apoliticni Portal

Летний фестиваль (Dubrovačke ljetne igre), который проходит с 10 июля по 25 августа — это главное событие культурной жизни в Дубровнике. Это праздник театра, классической и фолк-музыки.

В Дубровнике раздолье для шопинга: здесь работает множество торговых центров.

При отеле Rixos Libertas есть казино Golden Sun; в крепости открыт ночной клуб «Равелин». У врат Старого города находится элитный Eastwest Beach Club. Популярное место отдыха – площадь Лужа с ресторанами и кафе. Любителей танцев ожидает Latino Club.

Не откажите себе побывать на Burbon street — улице, состоящей практически из баров. Наиболее популярные из них: Otok, Jazz bar, Gradska kavana — для любителей спокойного отдыха, Hamingway — коктейль-бар в кубинском стиле; Rock Cafe.

Что посмотреть в окрестностях

Цавтат, фото CORMA

Гора Срдж (413 м) высится над Дубровником; можно подняться на фуникулере и увидеть всю его панораму.

В 10 км от города находится Цавтат (Cavtat) – древний Эпидаурум с античными руинами, часовней Св. Рока, дворцом и собором.

Остров Колочеп удален от Дубровника на 5 км.

Недалеко расположен и романтический Локрум с монастырем и ботаническим садом.

Южнее города, в заливе у подножья Спилага, стоит курорт Млини с историческими памятниками и уютными пляжами.

В 20 км от Дубровника находятся город Трстено с роскошным парком у виллы Гучетич и село Чилипы, где по воскресеньям проходят фольклорные ярмарки.

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru. Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Ссылка на основную публикацию