Приватная резиденция в тени старого дерева

Проклятый старый дом: 5 самых зловещих особняков России

Думаете , приведения живут только в американском кинематографе? Как бы не так. О леденящих душу всхлипах , скрипах и загадочных тенях рассказывают и посетители старинных особняков в России.

Cosmo рекомендует

6 абсолютных бьюти-хитов с iHerb, которые стоит попробовать

Не только точка G: 8 видов женского оргазма и как их получить

Онлайн-сервис для путешествий UFS.Travel составил список мистических домов , где селфи лучше не делать — если , конечно , не хотите увидеть на заднем плане призрачного незнакомца.

Дом Эльзы , Пятигорск

Некогда роскошный , но опустевший трехэтажный особняк с 62 комнатами заработал свою мрачную славу благодаря живущему в нем призраку молодой девушки. Этот дом в начале XX века построил кондитер Александр Гукасов для своей красавицы-невесты Эльзы. Счастье супругов было недолгим — девушка так и не смогла забеременеть , и спустя несколько лет муж бросил ее одну в замке , уехав с другой женщиной. После измены Эльза так и не смогла совладать с горем и в 40-х годах внезапно исчезла. Истинные обстоятельства смерти хозяйки особняка не известны , но по одной из версий она стала сходить с ума и в итоге отравилась смертельным ядом. По другой — ее убили , а тело замуровали в стенах особняка.

С тех пор дом оброс мистическими легендами. Те , кто решился зайти внутрь , рассказывают о детском плаче , доносящемся из дальних комнат , стуке шагов , стонах. В кадре на снимках частенько появляются странная белая дымка или непонятные тени. А на одном из балконов написано стихотворение , которое , по слухам , нашептала одному из своих гостей сама Эльза:

Как изменились герои твоих любимых мемов: от грустного деда до девочки-пожара

Найдите меня безгласую,

Умойте меня дождем,

Найдите меня угасшую,

Верните мой старый дом.

Самым мрачным местом дома считают подвал — там любопытный посетитель может найти странный покрытый кафелем параллелепипед. Может быть , именно в нем покоится тело хозяйки особняка.

Усадьба Глинки , Подмосковье

Старинный дом в Щелковском районе Подмосковья буквально притягивает туристов своими легендами. Связаны они с прежним владельцем усадьбы Яковом Броюсом , который увлекался науками , но людская молва окрестила его магом-чернокнижником. Перепуганные крестьяне шептались о том , как он заморозил пруды в самый разгар лета , а потом запускал в небо железных птиц.

После его смерти новым владельцам было явно неуютно в доме. По каким-то причинам они весьма изощренно избавились от изящных античных статуй , которые раньше украшали территорию поместья: их уничтожили , какие-то замуровали в стенах , а некоторые даже погрузили на дно пруда. По ночам в коридорах раздавались скрипы и стоны , которые заставили перепуганных хозяина и хозяйку переехать в самые дальние комнаты особняка.

Сегодня резиденция внешне ничем не отличается от других усадеб XVIII века , но в ее шкафах хранится несколько особых скелетов. Говорят , что в доме есть сеть секретных подземных ходов , по которым прежний хозяин проникал в свои « тайные комнаты»: астрономическую обсерваторию , хранилище археологических находок , лабораторию и научную библиотеку. В конце XX века энтузиасты провели биолокацию , которая показала , что под фундаментом действительно есть полые камеры , многие из которых так и остались нераскрытыми. По легенде в них и хранятся Черная книга и сундук с золотом Брюса , которые « откроются» только его кровному родственнику. Вдобавок многие замечают , что демонические маски , которые украшают фасад усадьбы , гримасничают и подмигивают каждому , кто долго на них смотрит.

ГУМ , Владивосток

Бывшие работники Владивостокского ГУМа до сих пор не упускают возможность поделиться историей о привидении , живущем в здании старейшего магазина города. Призрак мужчины с тростью , одетого во фрак и котелок , несколько раз замечали между торговых прилавков. Особо впечатлительные охранники , услышав стук его трости , отказывались дежурить ночью или даже увольнялись. Один из работников универмага разглядел в призрачном силуэте первого владельца ГУМа Густава Кунста , занимавшегося при жизни оккультными науками. А совсем недавно приведение увидел и простой прохожий. По его словам , в одном из окон здания горел свет , а по лестнице поднималась размытая мужская фигура , не касаясь ступенек ногами.

Дворец Ольденбургских , поселок Рамонь , Воронежская область

О приведениях и нечисти , которые водятся во Дворце Ольденбургских в Воронежской области , ходит много слухов. По местным поверьям , много лет назад один талантливый лекарь полюбил хозяйку этих владений. Но молодая принцесса Евгения не разделила чувств доктора , за что и была проклята вместе с особняком.

С тех пор в поместье стали происходить странные вещи. Муж принцессы Ольденбургской увлекся оккультизмом и начал приглашать мистиков на эзотерические сеансы , а сын четы якобы ставил опыты на людях в подвалах дома. Считается , что даже сама принцесса держала в подземелье заключенных и прикованного цепями медведя , которому отдавала на растерзание неугодных слуг. Рабочие , которые реставрировали замок в 80-х годах XX века , постоянно жаловались на скрипы и стоны , доносящиеся из подвала.

Еще одно загадочное событие произошло в Рамони совсем недавно. Сотрудники музея обнаружили , что в подвальном помещении обвалилась штукатурка , а из образовавшейся на стене отколотой части стал вырисовываться силуэт , в котором посетители могут узнать хозяйку особняка. Кстати , если ты всю жизнь мечтала переночевать в доме с привидениями , то это твой шанс — Дворец Ольденбургских охотно принимает туристов.

Сад в тени старого леса

Создание ландшафтной композиции на участке, расположенном в лесу, под кронами огромных деревьев, – задача непростая. Большая затененность требует особого внимания к подбору растений. Важен и правильный подход к стилистическому решению. Наиболее органичен для тенистого сада модный сейчас стиль «натур гарден», вобравший в себя поэзию дикой природы и изящную нарядность старинных пейзажных парков.

Вверх по склону оврага.

В соответствии с проектом участок был разделен на несколько различных функциональных зон: нижнюю, въездную; среднюю, включающую просторную террасу у дома и ведущую к ней систему лестниц, площадок и небольших террас с подпорными стенками; верхнюю. В наиболее светлых местах расположены компактные композиции из декоративных хвойных и лиственных кустарников. Они выглядят очень яркими и нарядными, так как выполнены из растений, контрастных по форме и строению куста. (Желтолистные и пурпурнолистные формы древесных растений в саду не используют, так как в тени они становятся обычными зеленолистными; лишь пестролистные формы дерена белого: “Аргеномаргината”, “Элегантиссима”, “Сибирика Вариегата”, “Кесселринга” – сохраняют свой цвет.)

Фото 1Фото 2Фото 3
Фото 4Фото 5Фото 6

1. Наиболее светлая, солнечная часть участка имеет самое нарядное оформление из небольших групп низкорослых декоративно-лиственных и хвойных растений
2. Подпорная стенка имеет прогиб и словно подчеркивает группу кустарников
3. Девичий виноград используют на участке и как почвопокровное растение
4-6. Вдоль дорожек высажены различные по характеру композиции. Каждая имеет свою доминанту. У дома это гортензия древовидная, в лесной зоне – гортензия метельчатая, у въезда – яркая хоста

За террасами начинается извилистая тропинка, которая уводит в верхнюю часть сада. Эта зона предназначена для отдыха и прогулок. Здесь, в темном уголке, есть уютная площадка со столиком и креслами. Другая, более солнечная сторона переливается яркими красками лилейников и сочной зеленью газона.

Фото 7Фото 8Фото 9
Фото 10Фото 11Фото 12

7-11. На больших валунах рядом с кустиком хосты очень изящно смотрятся тонкие стебельки очитка, свисающие на дорожку. Для оформления ручья и прудов использовали натуральный камень (песчаник), закрепленный цементным составом. Под камнем русло ручья и чаши водоемов выстилали ПВХ-пленкой. Садовые скульптуры под крупными листьями баданов и хост оживляют суровый “горный” пейзаж
12. Комплекс, состоящий из ручья и прудов, оформлен теневыносливыми растениями, среди них хосты, можжевельники казацкие. Особенно ярок в коллекции папоротников кочедыжник «Урсулас Ред»

Важное место в саду занимает комплекс, состоящий из каскада маленьких водоемов. Их соединяет извилистый ручей, берущий начало из грота на вершине склона перед домом. У нижнего пруда поставлена решетчатая беседка. Перепад высот здесь составляет 6 м, что позволило создать красивую систему из небольших подпорных стенок, площадок и лестниц.

Фото 13Фото 14Фото 15
Фото 16Фото 17Фото 18

13-17. Огромное количество растений составляет коллекцию, постоянно пополняемую редкими и просто красивыми “экспонатами”. Вот рябинник рябинолистный “держит на листьях” фонарь, спирея японская “Генпей” удивляет разноцветными, меняющими окраску цветками, вот белые “шары” древовидной гортензии. До морозов будут цвести астильба китайская “Пумила” и метельчатая гортензия
18. На открытых солнечных полянках уложен рулонный газон. Попытка «поселить» его в тенистых местах не удалась: уже через год пришлось заменить траву многолетними почвопокровными растениями

Сад на песке

Подготовка почвы – важный этап устройства сада. Большинство обитающих в тени растений предпочитают рыхлые, плодородные земли, богатые гумусом. Песчаные же почвы участка были бедны питательными веществами. При посадке растений внесли комплексные удобрения, добавили торф и перегной. Для предохранения верхнего слоя почвы от иссушения провели мульчирование (торфом, древесной щепой, корой). Растениям, нуждающимся в «дополнительном питании», здесь необходимы частые подкормки, так как песок легко промывается водой и не накапливает питательные вещества.

Фото 19Фото 20Фото 21

19-20. Очень необычно выглядят резные листья тиареллы “Блэк Сноуфлейк” и соцветия астранции “Рома”
21. В лесной части участка проложены дорожки, мощенные бетонной брусчаткой. Вдоль всех дорожек установлены фонари, которые подсвечивают сад по вечерам. Подлесок здесь составляют низкорослые декоративно-лиственные кустарники (ива, рябинник и др.), посаженные большими группами

17 крутейших местечек, о которых бессовестно умалчивают путеводители

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Казалось бы, мы знаем все о нашей планете. Однако даже в самых популярных туристических местах можно открыть по-настоящему удивительные уголки — как созданные самой природой, так и возведенные руками человека.

AdMe.ru собрал для вас 17 крутых местечек, о которых вы наверняка еще не слышали. А один очень интересный бонус ждет вас в конце статьи.

17. Амфитеатр в Пуле, Хорватия

Одной из самых известных достопримечательностей Италии является римский Колизей. Однако в хорватском городе Пуле есть не менее красивый амфитеатр. Он был построен из дерева, а затем перестроен из камня в I веке н. э., вмещал до 23 тыс. человек и использовался для массовых зрелищ. В V веке с запретом гладиаторских боев сооружение стало постепенно разрушаться и разграбляться. В Средневековье арену приспособили для выпаса скота, ярмарок и рыцарских турниров, а в XX веке — для военных церемоний, парадов, театральных постановок.

16. Пещера Шондонг, Вьетнам

Пещера была открыта в 1991 году, однако ее изучение началось в 2009-м, а организованные группы туристов стали пускать совсем недавно. Шондонг называют самой большой пещерой в миреее протяженность более 9 км, а высота сводов такова, что под ними легко мог бы поместиться 40-этажный небоскреб!

Пещера образовалась из-за размытия известняковой горной породы, и теперь внутри нее есть своя экосистема с рекой и водопадом, уникальными растениями, животными, сталактитами и так называемыми пещерными жемчужинами — каменными образованиями из кальцита, которые формировались на песке под воздействием воды в течение сотен лет.

15. Колокольня на озере Резия, Италия

Озеро Резия образовалось в 1950 году в результате строительства гидроэлектростанции и дамбы и затопления двух деревень. Над поверхностью водохранилища возвышается колокольня, построенная еще в XIV веке. В связи с изменением уровня воды над озером периодически можно увидеть только верхушку башни с часами. Из-за сильных ветров на озере поднимаются волны, поэтому местечко нравится серферам.

Летом вокруг колокольни можно прокатиться на катере, а с приходом морозов туристы могут дойти до башни прямо по льду. Кроме того, по легенде, здесь все еще можно услышать колокольный звон, хотя сами колокола сняли с башни еще до затопления.

14. Менгиры Калланиша, Шотландия

Пожалуй, самым разрекламированным каменным сооружением Великобритании является Стоунхендж. Однако загадочный Калланиш на острове Льюис в Шотландии ученые называют крупнейшим памятником мегалитической культуры. Это 13 монументов и групп вертикально установленных, буквально выросших из земли камней высотой до 5 метров, образующих круги. За пределами круга установлены камни в форме, напоминающей кельтский крест, указывающий концами на стороны света. По одной версии, эти менгиры не что иное, как гигантский лунный календарь, по другой — древнее обрядовое место.

Читайте также:  Резиденция Vienna Way в Лос-Анджелесе от Marmol Radziner

13. Природный мост Пон-д’Арк, Франция

Вдалеке от оживленных городских улиц на юге Франции в местечке Пон-д’Арк располагается природный мост с аналогичным названием. Он возвышается над рекой Ардеш, которая и вымыла в скалистой породе за сотни лет внушительную арку высотой 50 метров и шириной 60 метров. Здесь удивительно тихо и спокойно, в летний период проходят соревнования по гребле на каноэ. А недалеко от моста находится исторический памятник — древняя пещера Шове с наскальными рисунками возрастом до 30 тыс. лет!

12. Мадаин-Салих, Хегра, Саудовская Аравия

По сравнению с иорданской Петрой археологический комплекс Мадаин-Салих не так широко известен, хотя он является древнейшим сооружением Саудовской Аравии возрастом около 2 000 лет. Этот исторический город-памятник включает 111 скальных захоронений, башен, жилых помещений, храмов и гидротехнических сооружений древнего набатейского города Хегра, бывшего некогда центром торговли. Все постройки украшают скульптуры, барельефы, наскальные надписи.

11. Озеро Эльтон, Волгоградская область, Россия

Площадь этого удивительного соленого водоема —150 кв. км, что делает его самым крупным минерализованным озером в Европе. Его глубина не превышает 7-10 см летом и 1,5 м весной. Оно является важнейшим пунктом миграции куликов и журавлей, привлекает туристов необычными соляными пейзажами и бальнеологическими свойствами. Эльтонский природный парк, на территории которого расположилось озеро, является домом для нескольких сотен видов растений и животных, в том числе уникальных.

10. Кафедральное ущелье, национальный парк «Пурнулулу», Австралия

Национальный парк «Пурнулулу», внесенный в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, изобилует полосатыми горными кручами из песчаника, озерами, здесь уникальная флора и фауна. На его территории располагается огромное количество ущелий, одно из самых живописных — Кафедральное, представляющее собой настоящий природный амфитеатр с потрясающей акустикой.

9. «Лабиринт Орта», Испания

«Лабиринт Орта» — исторический и старейший парк в Барселоне, который был заложен в конце XVIII века как неоклассический сад. Это место, богатое живыми изгородями, клумбами, беседками, каналами, было излюбленным для проведения культурных и общественных мероприятий. Сегодня в парк может попасть небольшое число посетителей в день.

8. Часовня Сен-Мишель д’Эгиль, Франция

В небольшом городке Ле-Пюи-ан-Веле на юге Франции, на вершине отвесной 90-метровой скалы есть часовня, построенная в 962 году! До этого года на скале находились языческий дольмен и древнеримское святилище, и в целом все предания называют скалу священным местом. Часовня уникальна не только своим расположением, но и фресками, мозаиками, росписями, которые за всю историю ни разу не реставрировались.

7. Голубой пруд Биэй, Япония

Голубой пруд в префектуре Хоккайдо был создан после строительства дамбы как часть системы контроля процессов эрозии и защиты близлежащих районов от селей. Необычный ярко-бирюзовый цвет воды вызван естественной работой минералов и может меняться в зависимости от погодных условий и угла зрения. А торчащие из воды высохшие стволы деревьев только добавляют пейзажу фантастичности. Долгое время этот природный объект был закрыт для посещений и стал доступен всего несколько лет назад.

6. Залив Духов, мыс Реинга, Новая Зеландия

Мыс Реинга — это северная оконечность полуострова Аупоури в Новой Зеландии. Недалеко от берега бушуют опасные волны, а на горе стоит маяк, озаряющий все вокруг вспышкой каждые 26 секунд. К востоку от мыса располагается уединенный пляж с бледно-розовым песком. Местные аборигены верили, что душа после смерти отправляется именно на этот пляж, чтобы совершить последний рывок перед погружением в потусторонний мир. Поэтому это местечко считается священным и посетителям запрещается здесь есть. Добраться на мыс достаточно сложно, так как дорога частично пролегает через зыбучие пески, поэтому лучше отправляться с организованной группой туристов.

5. Мечеть Тин Мал, Марокко

Мечеть Тин Мал была построена в 1156 году в честь основателя династии Альмохадов и является одной из двух мечетей в Марокко, открытых для немусульман. Ее отличает удивительная архитектура, и с 1995 года мечеть входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Хоть мечеть расположена в горной деревне всего в 100 км от Марракеша, редкий турист знает об этом красивом местечке.

4. Мероэ, Судан

Мероэ — это древний город на территории современного Судана, столица нубийского царства Куш, зародившаяся еще в VIII веке до н. э. Здесь можно взглянуть на множество пирамид, в которых проводились захоронения знатных особ, остатки дворцовых стен, где короновали царей, а также купальни, храмы. К сожалению, к III веке до н. э. город пришел в упадок и от него остались только руины. Весь комплекс внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, однако немногие знают об этом местечке, посещая исключительно памятники Древнего Египта.

3. Лас-Позас, Хилитла, Мексика

Лас-Позас — это настоящий райский сад с сюрреалистическими скульптурами и фантастическими ландшафтами заброшенного города, которые начал создавать в 60-70-х годах XX века скульптор Эдвард Джеймс. Это нереальный коктейль из искусственных сооружений, буйной растительности, тропических цветов, водопадов и небольших прудов, где не встретишь четких линий, простых форм или законченных конструкций и буквально все поражает и заставляет мечтать.

2. Лагуна Гиола и Мраморный пляж, Тасос, Греция

На греческом острове Тасос, отделенный от кромки моря каменистым бордюром, находится небольшой природный бассейн в форме капли с чистейшей водой, именуемый Слезой Афродиты. По легенде, его создал Зевс для купания богини красоты. Словно покрывалом, с одной стороны бассейн прикрыт каменистым отвесом, с которого можно прыгать в воду, но будьте осторожны — глубина всего 3 метра! Незнакомому с местностью туристу найти лагуну Гиола будет достаточно проблематично, но пейзажи, открывающиеся на рассвете, стоят поисков!

На том же острове Тасос находится уникальный Мраморный пляж с чистейшей голубой водой и белым мраморным песком. Сочетание просто потрясающее! Но дорога к этому местечку достаточно трудная, да и пляжи практически дикие, так что придется запастись провизией и терпением, но путешествие того стоит!

1. Эллидаэй, Исландия

Эллидаэй — один из Вестманских островов у южного побережья Исландии. Это идеальное место, чтобы побыть в одиночестве и не слышать шума соседей, потому что здесь стоит всего лишь один дом, построенный еще в 1953 году. Постоянного населения на острове нет, но туристы приезжают сюда порыбачить, поохотиться за тупиками и попариться в сауне в домике.

Бонус: Настоящая Атлантида

Вот уже почти 2 тысячелетия ведутся поиски легендарной Атлантиды, ушедшей под воду примерно 9 тыс. лет назад. Ученые называют до 50 точек, где ее можно искать. Поэтому пока ни в одном путеводителе вы не встретите информации о точном местоположении этого легендарного города-государства. Но, как только мы его узнаем, обязательно вам расскажем!

В тени деревьев вековых…

Редакция проекта « Загородное Обозрение »

197022 , Санкт-Петербург , Большой пр. П.С., 83

Связь с разработчиком сайта: it@zagorod.spb.ru

Загородное обозрение

Огромный, скорее всего, «запущенный» сад, мода на который пришла к нам из Англии; в глубине — дикий пруд с живописными кувшинками, скамейки на аллеях, ведущих к ближайшей роще, и т. д. Сам же дом представляет собой двух-, а то и трехэтажное сооружение с заметно возвышающейся средней частью, увенчанной треугольным фронтоном, предваряемой пандусом и строгих форм дорическим портиком, с флигелями, которые соединяются с главным объемом крытыми галереями. Типичная картина классицистического особняка середины позапрошлого века. Оно и понятно: усадьба возникла еще в Средневековье, обрела вполне узнаваемые черты в пореформенное петровское время, а бум пережила в связи с дарованной Екатериной вольностью дворянам. Таким образом, рассвет усадебного строительства пришелся как раз на конец XVIII — первую половину XIX века. Ажиотаж несколько спал в связи с отменой в России крепостного права; в 1917 же году мода на усадьбы (как, впрочем, и на многое другое), увы, окончательно ушла на долгие-долгие лета.

Лишь в наши дни стало возможным говорить о своего рода возрождении традиций классической дворянской усадьбы. К этому сформировались и экономические предпосылки, а уровень образованности и менталитет сегодняшнего заказчика оказались вполне подготовленными к идее создания родового гнезда, которое будет служить надежным пристанищем нескольким поколениям семьи. Утилитарное понятие «место для жизни» перешло на новый качественный уровень.

Примечание

Сегодняшняя загородная резиденция — это максимально комфортные условия, архитектура, отражающая социальный статус и непременно индивидуальность владельца, высочайшая эстетика окружающей среды. Одним словом, воплощенное в знаниях и материалах дня сегодняшнего родовое поместье, которое некогда и составляло понятие традиционной русской усадьбы.

Сразу следует оговориться, что способов достижения подобного образа жизни на сегодняшний день существует как минимум два. Первый — исключительно дорогостоящий, а потому пока непопулярный. Подобная практика распространена в странах Западной Европы. Сегодня она проникает и в сознание состоятельных людей России, о чем свидетельствуют отдельные предложения на рынке элитной загородной недвижимости, чему время от времени посвящены публикации в журналах, что изредка демонстрируют сюжеты на TV. Речь о покупке старинной мызы, например, где-нибудь в окрестностях Петербурга. По сведениям национального фонда «Возрождение русской усадьбы», на конец 2007 года повсеместно в России насчитывалось около 7 тысяч усадеб, являющихся памятниками архитектуры; при этом более двух третей из них находятся в весьма плачевном, разрушенном состоянии. Понятно, что подобный путь предполагает серьезную архитектурную реставрацию, масштабные работы по восстановлению ландшафта, а также тщательное воссоздание интерьеров. Дело, безусловно, благое: и памятник культуры, обреченный на бесславное разрушение временем, сохраняется, да и его новый владелец может законно гордиться, ощущая себя не только меценатом, но и полноправным преемником традиций стабильного уклада жизни.

Однако стоит ли говорить, что подобное вложение в недвижимость измеряется баснословными суммами. По этой причине куда как популярнее вариант второй: возводить новое, учитывая традиции строительства русской усадьбы и ориентируясь на то лучшее, что было создано предыдущими поколениями.

Поиск золотого сечения

Естественное желание человека создать комфортное, надежное, красивое и престижное место обитания для себя и своих близких заставляет, как правило, брать за пример лучшие образцы частного жилища. И к их числу, несомненно, относятся дворянские усадьбы XVIII — начала XX века.

Следует отметить, что современная усадебная архитектура отнюдь не ограничивается рамками единого определенного стиля. Как некогда русская усадьба представляла собой особый мир, построенный в соответствии со вкусом и возможностями своего владельца, так и сегодня внешний облик загородного поместья рождается из индивидуальных представлений о прекрасном. Быть может, кто-то предпочтет изысканное фахверковое зодчество, стилизуя свое усадебное хозяйство под эпоху модерна, а для кого-то бессменным идеалом был и остается стиль классицизма. Однако это вовсе не означает, что новое время не принесло новых веяний: кому-то наверняка окажутся гораздо ближе по духу современные архитектурные интерпретации. Тем более нелишне вспомнить, что дворянская усадьба во все времена отражала последние модные тенденции европейской культуры и традиционно была оплотом самой передовой общественной мысли. Право слово, было бы несправедливо отрицать эти присущие ей качества сегодня.

И тем не менее отечественным представлениям о надежном и респектабельном жилище более всего по-прежнему соответствует классика, поэтому именно она положена в основу проектов большинства современных усадебных комплексов. Подобный выбор естествен прежде всего для пригородов Петербурга, поскольку лучше всего отражает идею близости к роскошному столичному граду, блистающему великолепием барочных дворцов, особняков в стиле ампир и частных домов в неподражаемой эстетике северного модерна.

Примечание

Надо сказать, что усадьба во все времена традиционно отражала социальное положение и достаток своего владельца, его характер, вкусы и привычки. Наши дни не исключение. Поэтому само понятие усадебной жизни варьирует сегодня в диапазоне от роскошных особняков, поражающих размерами и архитектурным декором, а также гектарами прилегающей территории и разнообразием расположенных на них «служб», до вполне лаконичных по площади домов с адекватным земельным наделом и необходимым набором построек.

Ведь усадебный комплекс включает в себя не только сам дом-особняк, но и многое из того, что делает жизнь в усадьбе комфортной и престижной, например конюшню, баню, спортивную площадку, оранжерею, беседки, технические подсобные постройки и т. д.

Читайте также:  Деревянный домик в пригороде Больтон-Эст

Взяв за образчик бессмертный классицизм — стиль, который, пожалуй, беспримерно подчеркивает высокий социальный статус, стабильность и респектабельность, новые хозяева возводят загородные дворцы со всей необходимой поместной инфраструктурой и великолепным пейзажным парком вокруг. Надо сказать, что именно русский пейзажный стиль исторически наиболее соответствует эпохе классицизма в архитектуре, поэтому и смотрится столь органично по соседству с легкими дорическими колоннадами, порталами, украшенными белоснежной скульптурой; именно он самым естественным образом способен заполнить пространство, образованное, например, двумя одинаковыми вогнутыми зданиями-кулисами. Или, скажем, дуэтом основного объема жилого дома и круглой ротонды с колоннадой, расположенной здесь же, по соседству. В самом деле, интерпретаций классики может быть огромное множество. Убедиться в этом несложно: достаточно совершить небольшую экскурсию по пригородам, чтобы оценить богатейшее наследие русской усадебной архитектуры.

Достигая внутреннего совершенства

Декорированию интерьера жилого дома при проектировании усадьбы непременно уделялось исключительно большое внимание. Создавался он всегда тщательно и подробно, а каждый элемент продумывался до мелочей. Притом что постройки эпохи классицизма были традиционно рассчитаны главным образом на внешний эффект и устройство каждодневного быта отнюдь не считалось их сильной стороной, у сегодняшнего интерьера задачи принципиально иные: в современной усадьбе внутреннее пространство дома отвечает не только высоким эстетическим идеалам, но и стремится достичь функционального совершенства.

С точки зрения зонирования произошли определенные изменения. Если раньше помещения усадебного дома делились на людскую половину и хозяйскую, то сейчас, с развитием дорог и автотранспорта, отнюдь нет нужды держать на иждивении солидный штат прислуги. Поэтому дом всецело принадлежит членам семьи хозяина. А значит, его пространство оборудовано под личные помещения каждого из домочадцев, скорее всего, библиотеку и кабинет главы семейства, возможно, будуар хозяйки, столовую зону и, конечно, просторную и эффектную территорию, которая служит местом общего сбора членов семьи и приема гостей, иными словами, гостиную. Нередко архитектура дома предполагает наличие флигелей, в которых могут располагаться гостевые помещения, детские комнаты, а также террасу или, как говорили встарь, гульбище, где в хорошую летнюю погоду можно испить чаю на открытом воздухе.

С точки зрения художественного наполнения интерьер усадьбы, выдержанной в классицистическом ключе, исчерпывается словами «сценическая красота» — именно так современники определяли жилую обстановку давно ушедшей эпохи. В сегодняшнем варианте в ней также непременно присутствуют декоративные элементы из мрамора и бронзы. Изысканная отделка начинается прямо от входа в дом. Например, прихожая может быть украшена мраморными вазами в стенных нишах, а бронзовая люстра вполне смягчит глубину потолочного пространства. Напольные часы напротив входной двери напомнят о четком регламенте и распорядке дня обитателей усадьбы. Бра великолепно оттенят изящную отделку свободных от дверных проемов стен, подчеркнув простоту профиля лепного декора.

Через несколько массивных, увенчанных сандриками дверных проемов наверняка открывается величественная перспектива в двухэтажный зал, которому отводится роль центральной гостиной. Здесь акцентом обстановки обычно выступает камин — с роскошным мраморным порталом, бронзовыми подсвечниками, украшающими каминную полку, эксклюзивным экраном и набором каминных инструментов, в рисунке ковки которых обязательно присутствует фамильный вензель. Обилие зеркал многократно увеличивает не только само пространство, но и ощущение роскоши парадной залы. Стены, покрытые «венецианкой», непременно украшают живописные полотна со сценами охоты или классическими трехмерными пейзажами.

Центральная часть гостиной перекрыта куполом, а по первому этажу ее обступают шестнадцать белоснежных коринфских колонн, выполненных из искусственного мрамора. Тяжелые хрустальные люстры и настенные бра создают удивительную игру света и тени, подчеркивая открывающиеся из гостиной анфилады помещений. В летнее время из гостиной распахиваются двери, через которые можно попасть на обширную полукруглую террасу, утопающую в зелени сада. Еще одно соседнее помещение — просторная столовая. В ней также полы украшают великолепные наборные паркеты, бронзовые люстры свисают с потолка, освещая пространство, оформленное, например, буфетами с серебряной посудой и стоящими вдоль стен на подставках гигантских размеров фарфоровыми вазами и, конечно, обеденную мебель с роскошной обивкой штофом. Вероятно, так или примерно так выглядела именитая дворянская усадьба двести лет назад; к подобному стремится и облик богатого загородного особняка нашего современника.

Дальнейшая экскурсия по интерьерам усадьбы неминуемо приведет в личные апартаменты. К ним относятся спальные покои, детские комнаты, конечно, домашний кабинет. Последний играет чрезвычайно важную роль, становясь не только местом работы и уединения хозяина дома, но и по мере надобности выполняя роль приемной. Ввиду довольно практичного восприятия жилого пространства в современной усадьбе зачастую отсутствуют так называемые малые гостиные, которые некогда служили для небольших деловых приемов. Как правило, в разговоре между собой домашние различали их по цвету — скажем, голубая гостиная или белая и т. д. Сегодня с их функцией уверенно справляется кабинет, обстановка которого выглядит чаще всего весьма аскетично: ничто не должно отвлекать хозяина от ведения дел. В отличие, допустим, от женского кабинета или будуара. Его интерьер, напротив, изобилует вещами не только функциональными, но и просто красивыми.

Что уж говорить о хозяйской опочивальне или нескольких спальных помещениях. В их декоре в изобилии дорогие ткани — штоф, атлас, бархат, органза… Они повсюду: на стенах в качестве обоев, на окнах в виде штор, на кроватях — как покрывала, подушки и балдахины, иногда на дверях в роли занавеса и т. д. От классической усадьбы современный интерьер отличает разве что плазменная панель на стене, полы с подогревом и кондиционер. Впрочем, и этот уровень удобств — дело вкуса.

Нарисовав в воображении подобную картину и взвесив свои возможности, каждый может начать строить семейное гнездо, тот особый мир, в котором будут жить самые близкие и родные люди — его семья. Понятие «усадьба» подтверждает известную аксиому: все новое — хорошо забытое старое. Поэтому современная усадьба — это стремление к образу жизни с глубокими культурными и историческими корнями. Неслучайно интерес к усадебному строительству в последние годы столь высок.

За облаками, в тени черешен: как две подруги превратили заброшенную деревню в

Антонина Сидорова

Когда Наталья Серра, перебравшаяся в Португалию вслед за , познакомилась на языковых курсах с немкой Керстин Томас, ей и в голову не приходило, что однажды вслед за подругой она уедет в заброшенную деревню (где условия столь суровы, что не выдержали даже крестьяне) и создаст там творческую резиденцию. А для этого — одолеет местную бюрократическую машину и придумает бизнес-модель, которая примирит искусство и финансовые показатели. Сейчас в резиденции работают художники и отдыхают туристы — T&P рассказывают об изнанке этой идиллии.

Моя встреча с Сердейрой происходит ранним утром. Пробравшись сквозь сосновые и эвкалиптовые рощи, сонные городки региона Lousã Центральной Португалии и густой туман, машина останавливается на развилке с надписью Cerdeira. Еще 15 минут поворотов и роскошных видов с горы в долину — и мы оказываемся на живописнейшей парковке с родником и часовенкой. Тут приходится оставить транспортное средство: попасть в Сердейру можно только пешком. Деревню едва видно из-за плотных облаков, через которые скользят лучи солнца.

— Я люблю такие утра, когда из-за тумана кажется, что мы отрезаны от мира, — говорит, поднимаясь по ступенькам навстречу, Керстин Томас. Это она, приехав сюда 30 лет назад, заложила основы будущей арт-резиденции, а ее подруга Наталья Серра помогла поставить проект на ноги.

«Если хотите попить ключевой воды — приезжайте в гости»

Россиянка Наталья Серра, перебравшаяся в Португалию вслед за мужем, познакомилась с Керстин на языковых курсах в Университете Коимбры. Женщины подружились, но затем их пути на время разошлись: Наталья переехала в Лиссабон. Подруги продолжили общаться на расстоянии, и однажды Наталья получила открытку: «Если хотите попить ключевой воды — приезжайте в гости». У деревни, куда Керстин пригласила Наталью, не было даже адреса — супруги Серра долго колесили по окрестностям, расспрашивая, где проживает немецкая семья. А найдя, поразились увиденному: Керcтин и Бернард жили в буквальном смысле на развалинах, откуда сбежали даже привычные ко многому крестьяне. Выглядели при этом спокойными и счастливыми.

После Университета Коимбры скульптор и резчица по дереву Керcтин Томас вместе с мужем Бернардом Лангером искала уединенное место для работы. Друзья показали им Сердейру — заброшенную деревеньку в горах. Три с половиной десятка домов, разбросанных по склону, медленно разваливались, местность зарастала кустарниками и дикими черешнями, давшими когда-то имя поселку («Cerdeira» в переводе с галисийского — «черешневое дерево»). Более 300 лет люди жили тут, выращивая картофель и кукурузу. Но существовать было крайне тяжело: ни электричества, ни связи, и так высоко в горах. Жители один за другим покидали поселение — кто-то переехал в Лиссабон, чтобы работать в порту, кто-то уехал за границу.

— Когда мы обосновались, то решили: нужно придумать новое слово этому месту, — вспоминает Керстин, остановившись между зданиями и задумчиво перебирая связку ключей. — Раньше это было «агрокультура». Мы выбрали новое — «искусство». Ему предстояло стать будущим Сердейры.

Первые годы супруги-подвижники существовали словно аскеты: нулевой бытовой комфорт и тяжелый труд. В таком положении их и застали Наталья Серра с мужем. К тому времени Керстин и Бернард уже больше шести лет возвращали деревню к жизни после долгого запустения. У них родились дети, было непросто. Приходилось буквально выживать — завели коз, Керстин работала в мастерской, продавала свои скульптуры.

— Изначально с ними переехала еще одна пара, — вспоминает Наталья, — так те не выдержали, уехали через полтора или два года. А Керстин с Бернардом остались и восстанавливали дом вручную. Нам очень захотелось им помочь.

Заброшенное наследие

Супруги Серра были покорены магией места. Наведавшись в Сердейру раз, два, три, решили обосноваться в одном из заброшенных домов, чтобы не стеснять друзей частыми визитами. И на собственном опыте испытали то, через что проходили Бернард и Керстин.

— Вы не представляете, каковы местные собственники: тут камень нельзя передвинуть, чтобы кто-нибудь не обратил внимания! — говорит Наталья.

Чтобы мирно заниматься восстановлением дома, Серра его купили — но и при этом полной свободы действий не было и быть не могло: деревни считаются национальным достоянием, при реставрации необходимо обязательно сохранять внешний облик и конструкцию. Проект восстановления пришлось предоставлять в муниципалитет. С бюрократией вообще постоянно приходилось (и приходится до сих пор) бороться. Как вписать в проект реконструкции современные элементы? Как сделать внутренние пространства комфортными и просторными, сохранив нетронутыми тесные стены?

— Мы столкнулись с тем, что никто не знает, как строить такие дома: таких людей больше нет, — вспоминает Наталья. — Они знаете как были задуманы? Внизу скот, а сверху жилая комната. Главе компании-подрядчика, с которой мы работаем, пришлось искать информацию у старых мастеров, а потом обучать своих строителей.

При реставрации Серра приняли решение использовать экологичные материалы — камни, каштан, глину, чтобы те, кто будет жить в обновленных зданиях, имели возможность дышать здоровым воздухом без примесей химикатов. К дополнительным продуктам для строительства (например, к защитной пропитке дерева для внутренней отделки, чтобы сделать его устойчивым к перепадам температур и влажности) предъявлялись многочисленные требования, и найти подходящий продукт смогли только у одного поставщика из Германии. Зато строители местные — спокойные, неторопливые, и иногда это выводит из себя.

Сегодня Сердейра с виду типичная горная деревенька: дома, сложенные из камней, скрепленных раствором; цветы вокруг жилищ; скромная минималистичная отделка окон и крылечек. Следы новодела заметны только при внимательном осмотре. Из 35 домов восстановлены 25. Из них силами Серра — 16; на это ушло порядка 2 млн евро.

Дорогие художники

Чтобы вся эта благородная инициатива не опустошала карман, нужен был бизнес-план. Керстин уже пыталась заработать: восстановив первые несколько домов, решила устроить фестиваль. Улицы Сердейры, молчавшие десятилетиями, на несколько дней ожили — на них вынесли лотки и стенды с произведениями искусства и сувенирами, организовали точки с едой, устроили мастер-классы по гончарному и стеклодувному делу. Получился вернисаж под открытым небом. Мероприятие поддержал муниципалитет, сделав его ежегодным. Но чтобы деревня не оживала раз в год, а жила постоянно, этого было мало. И тут пригодились деловые навыки четы Серра, которые владели собственным IT-бизнесом: Сердейра стала для них возможностью вложить силы и средства в искусство.

Читайте также:  Роскошь по-итальянски

— Сначала мы хотели восстановить еще несколько домов и сдавать их внаем, а Керстин предложить, скажем, приглядывать за всем этим, — объясняет Наталья Серра. — Но делать из нее администратора, а из Сердейры — чистый бизнес было как-то… И мы решили создать арт-резиденцию, взяв за основу мероприятия, которые проводила Керстин. Как бы фестиваль — но круглый год.

Но даже будучи готовыми вкладываться лично, Серра не могли позволить себе трат такого объема, чтобы самостоятельно отстроить целую деревню. Пришлось прибегнуть к финансовой поддержке нескольких европейских фондов. Это добавило хлопот: с каждым надо было отдельно согласовывать пошаговый проект, а затем предоставлять подробную отчетность. Но благодаря такой помощи семь лет назад резиденция начала принимать гостей.

По словам Натальи, которая является не только соосновательницей проекта, но и его финансовым директором, творческие гости резиденции почти не приносят прибыли: цены для них ниже, чем для обычных постояльцев, и вырученных денег едва хватает на то, чтобы покрыть затраты, ведь постельное белье нужно менять, помещение — греть, а самих резидентов хотя бы раз в неделю свозить вниз, в долину, где можно закупиться продуктами. При этом если пытаться «забить» резиденцию, художники будут мешать друг другу — поэтому за год ее посещают не более 20 артистов. Руководители арт-центра идут на такие условия, потому что резиденты дают нечто иное — атмосферу. А иногда на территории деревни остаются и результаты их труда.

— В 2015 году в Сердейеру приехал японский мастер, которому был 71 год. Он и его помощники работали две недели с 9 утра до 11 вечера каждый день, пока не соорудили бездымную печь для обжига керамики. С тех пор он приезжает каждый год, и каждый год мы учимся у него новому. В домах много работ, которые оставляют мастера, — объясняет Керстин.

Присутствие художников привлекает обычных туристов, на которых Сердейра зарабатывает. Для них проводятся воркшопы и семинары, позволяющие начать творить. Доход также приносят кафе и сувенирный магазин.

Счастье сохранять

— От меня Сердейра потребовала ограничения личных амбиций, — признается Керстин. — Когда что-то становится делом всей твоей жизни, ты уже не можешь делать столько персональных выставок, сколько хочется, и времени на себя всегда недостает. Но это то, что мы любим, то, над чем наша выросшая до 12 человек команда работает в режиме 24/7. Все, что есть в Сердейре, — плоды общего труда.

— Стройки не кончаются, мы зарабатываем — и тут же снова вкладываем в развитие, работаем на перспективу, — говорит Наталья. — Сейчас строим новую прачечную и расширяем гостиничное кафе: во время завтраков там все уже не умещаются. Есть желание еще три дома восстановить и, может, построить дополнительные студии для художников — отдельные, чтобы они не жили в общем доме.

Хотя Наталья и ответственна за проекта, она не помешана на доходе. Свое дело в Лиссабоне позволяет семье Серра комфортно жить, оставляя возможность заниматься тем, что «не совсем про деньги»:

— Мы счастливые люди: не ждем от Сердейры отдачи. Это место, которое на наших глазах разрушалось и которому мы хотели помочь, чтобы оно не пропало, как тысячи остальных. Мои дети выросли в Сердейре, они знают здесь все уголочки, да и мы с мужем думаем — когда закончим с делами, то переедем и будем жить там. Так что, помогая Сердейре, мы, можно сказать, строим собственное будущее. Однако и это для нас не самое важное. Главная цель — возможность делиться этим чудом с другими людьми, чтобы они тоже могли приехать, насладиться этим местом и вдохнуть в него новую жизнь.

Фотографии: Антонина Сидорова (1, 4), Наталья Серра (2, 3, 5, 6)

12 идей сада в тени

Она дарит желанную прохладу; не имея ног, передвигается по саду, придавая ему глубину и таинственность. Загадочная дама полусвета по имени Тень бывает совершенно разной — она полна контрастов и полутонов, которые косвенно влияют на наше эмоциональное состояние и напрямую — на выбор подходящих растений в любимом саду. Давайте же побольше узнаем о ее повадках и капризах!

Полутень, или рассеянный свет, воцаряется в местах, которые обласканы лучами солнца не более 4-5 часов в день. Характерные для нее постоянная игра бликов, прохлада и более высокая влажность благотворно влияют на многих зеленых жильцов, например на астильбу, астранцию или папоротник. И даже среди солнцелюбивых травянистых многолетников есть немало таких, которые хорошо переносят ажурную тень, к примеру горец свечевидный или василисник Делавая. А вот в полной тени, скажем, с северной стороны высокого здания или под деревьями и кустарниками с большой и плотной кроной, солнечного света хронически недостает. Здесь способны выжить только самые стойкие, например барвинок (Vinca) или плющ. Какое же оформление оптимально подходит именно для вашего тенистого сада?

1. Укромные уголки под лиственными деревьями летом так и манят прохладой. Здесь же можно насладиться завораживающей игрой света и тени, которую образуют солнечные лучики, пробиваясь сквозь листву. В ажурной тени хорошо растут колокольчик (Campanula), гортензии, плющ и многочисленные папоротники.


Укромные уголки под лиственными деревьями летом так и манят прохладой

2. Похожие на воздушные перышки розовые соцветия астильбы Арендса (Astilbe × arendsii) ‘Bressing Beauty’ очень эффектно смотрятся на контрастном темном фоне. Это одно из немногих растений, способных обильно и продолжительно цвести в тени. Однако астильбе полное отсутствие солнца противопоказано, больше всего ей подходит ажурная тень. Этот многолетник прекрасно зимует в средней полосе России и не пользуется успехом у насекомых-вредителей.


Астильба Арендса

3. С перголой, густо оплетенной глицинией и клематисом, притененный дальний уголок в саду превратился в уютное, защищенное от посторонних глаз место для досуга.


С перголой, густо оплетенной глицинией и клематисом, притененный дальний уголок в саду превратился в уютное, защищенное от посторонних глаз место для досуга

4. Стильное решение: цветник с гейхерой (Heuchera) и колокольчиком (Campanula) достаточно дополнить подходящим аксессуаром, например глиняной статуэткой, — и композиция состоится!


Стильное решение: цветник с гейхерой (Heuchera) и колокольчиком (Campanula) достаточно дополнить подходящим аксессуаром, например глиняной статуэткой, — и композиция состоится!

5. Пышные травянистые многолетники, такие как герань и хаконехлоя большая ‘Aureola’, украшают извилистую дорожку из клинкера.

6. Бело-розовые цветки астранции крупной (Astrantia major) похожи на ажурные пуговки. Этот филигранный травянистый многолетник подкупает очарованием естественности. Растение отлично размножается самосевом.


5. Пышные травянистые многолетники, такие как герань и хаконехлоя большая Aureola, украшают извилистую дорожку из клинкера. 6. Бело-розовые цветки астранции крупной (Astrantia major) похожи на ажурные пуговки

7. Теплые тона в полутени: два пышных папоротника — (1) кочедыжник женский (Athyrium filix-femina) — раскинули свои ажурные листья, словно под руки подхватив броскую (2) киренгешому дланевидную (Kirengeshoma palmata), которую украшают нежные желтые цветки и листья, похожие на кленовые. Справа вносит яркие краски в композицию (3) аденофора гибридная (Adenophora hybride) ‘Amethyst’ с сине-фиолетовыми колокольчатыми цветками. На переднем плане притягивает взгляд (4) лириопе мускаревидное (Liriope muscari) с тонкими злаковидными листьями. В августе-сентябре у нее появляются примечательные свечевидные соцветия. Лириопе дополняет оранжево-желтый (5) меконопсис камбрийский (Meconopsis cambrica) ‘Aurantiaca’, который предстает во всей красе только в прохладной тени.


Теплые тона в полутени

8. Теневыносливые высокорослые представители флоры, например волжанка двудомная (Aruncus dioicus), великолепны и соло. Нежность белых пышных соцветий растения подчеркивает яркий фон красного строения.

9. Ступени органично смотрятся в объятиях зарослей меконопсиса камбрийского (Meconopsis cambrica), хохлатки и пестролистной хосты ‘Golden Tiara’.


8. Волжанка двудомная. 9. Ступени в объятиях зарослей меконопсиса камбрийского, хохлатки и пестролистной хосты Golden Tiara

Выбрать растения для теневого сада можете с помощью нашего маркета – иллюстрированного каталога товаров от разных интернет-магазинов. Смотреть подборку растений для сада в тени и полутени.

10. Сочные краски на высоте. Растения для приподнятого цветника, расположенного в полутени, намеренно подобраны тон в тон: это классический вариант, который всегда выглядит гармонично. Во всей красе «питомцы» предстают на пике лета. В это время появляются компактные розовые соцветия (1) горца свечевидного (Polygonum amplexicaule) ‘Anna’. Рядом при каждом дуновении ветерка колышутся прелестные метелки (2) осоки повислой (Carex pendula) с живописно поникающими красивыми листьями. В июле композицию поддерживают пурпурно-красные головки (3) астранции крупной (Astrantia major) ‘Abbey Road’. Красок в пылающий цветочный костер добавляет и (4) гейхера гибридная (Heuchera hybride) ‘Obsidian’ с темно-красными листьями и прелестными розовыми соцветиями. Между гейхерами стелется почвопокровная (5) герань гибридная (Geranium hybride) ‘Sue Crug’, которая с июля по сентябрь очаровывает розово-фиолетовыми цветками.


Сочные краски на высоте

11. Бело-зеленый оазис под деревьями. В этом примере высокие и низкие растения высажены в многоуровневой композиции так, как они обычно растут в природе: на заднем плане — самые высокие, на переднем — самые низкие. Справа гордо тянется ввысь статный (1) аконит клобучковый (Aconitum napellus), который цветет с июля по август. Рядом распушила свои необычные огромные листья (2) роджерсия конскокаштановая (Rodgersia aesculifolia). С ней красиво контрастирует (3) василисник Делавая (Thalictrum delavayi) ‘Album’ — нежный травянистый многолетник с воздушными ажурными соцветиями, которые прекрасно подходят для срезки. Слева цветник украшает одно из самых красивых летнецветущих растений — (4) гортензия крупнолистная (Hydrangea macrophylla), чьи белоснежные шары-соцветия притягивают взгляд невероятными размерами. В центре красуется необычайно выносливый (5) щитовник мужской (Dryopteris filix-mas). Край цветника осветляют широкие овальные листья пестролистной (6) хосты гибридной (Hosta hybride) ‘Patriot’.


Бело-зеленый оазис под деревьями

12. Джунгли в мини-формате: в одной емкости дружно соседствуют плющ, гилления (Gillenia), многорядник щетинконосный (Polystichum setiferum) ‘Dahlem’, колокольчик точечный (Campanula punctata) ‘Sarastro’ и дербянка (Blechnum).


В одной емкости дружно соседствуют плющ, гилления (Gillenia), многорядник щетинконосный (Polystichum setiferum) Dahlem, колокольчик точечный (Campanula punctata) Sarastro и дербянка (Blechnum)

Вы можете четко структурировать участок, заложив цветники строгих геометрических форм. Или, наоборот, сделать свой зеленый оазис более интригующим, с преобладанием плавных линий и переходов, то есть близким к природе. Выбор стилистической стратегии во многом зависит от конкретных условий: так, под раскидистым крупным деревом лучше будет смотреться имитация лесной полянки, а в тяжеловесной тени здания или во внутренних двориках более уместен формальный «прямолинейный» стиль. Рассеянный лиственными деревьями «полусвет» умиротворяет, а вот резкая густая тень от дома может нагонять тоску и удручать. Однако каждый случай индивидуален: например, уголок с восточной стороны здания, освещенный утренним солнцем, вполне подходит для террасы, где можно позавтракать и насладиться красотой природы.

Увы, приспособленных к тени цветочных растений значительно меньше, чем солнцелюбивых. Зато среди теневыносливых предостаточно декоративнолистных красавцев с разным строением, формой и расцветкой листьев — на них-то и стоит делать ставку, оформляя тенистый уголок, ведь именно эти скромные герои задают тон в подобных местах. Например, горянка (Epimedium), роджерсия (Rodgersia) и хоста (Hosta) хотя и происходят из Восточной Азии, прекрасно растут и в наших широтах.

Очень динамично выглядят цветники из дармеры (Darmera) и роджерсии (Rodgersia) с крупными листьями в сочетании с филигранными декоративными травами и папоротниками. Для красочности их можно разбавить цветочными травянистыми многолетниками, такими как астранция (Astrantia), цимицифуга (Cimicifuga) и астильба (Astilbe).

Выбирая цветовую гамму для для посадок в тени, отдайте предпочтение растениям с пестрыми бело-зелеными листьями и белыми цветками — в темных уголках они будут служить так называемыми осветителями. Пастельные голубые, розовые и сиреневые тона также наиболее эффектно смотрятся именно при приглушенном свете. И наконец, нельзя не вспомнить еще о парочке неоспоримых плюсов тенистых цветников: густые посадки с выносливыми травянистыми многолетниками обходят стороной сорняки, да и влага из почвы испаряется не так быстро, как на солнце.

Фото: архив журнала «Mein schöner Garten».
Рисунок: MSG/Claudia Schick.

Ссылка на основную публикацию