Новый облик здания 18-го века

Архитектура Москвы – классицизм, барокко 18 – 19 века

Дом Пашкова. Архитектор Баженов

Сонная дремота охватила Москву 17 – 18 веков, но преобразования Петра наложили отпечаток и на ее архитектурный облик. И это несмотря на то, что всеми помыслами Петр I в это время был в новой столице. Материалы, людские резервы — все устремляется в Петербург.

Московские зодчие строили в Москве в модном тогда стиле, однако, с заметным уклоном в сторону русского, какого-то специфического, провинциального, зодчества.

В допетровский период в Москве создавалось множество самобытных стилей и течений в архитектуре. Основным стилем был все-таки классицизм (художественный стиль, в переводе с латинского «образцовый», взявший за идеал традиции античности и Эпохи Возрождения. Классицизм возвышает героическое, высокую гражданственность, чувство долга, осуждает пороки.), однако, опять свой, русский.

Получило некоторое распространение течение «псевдоготика» (ложная готика), когда в архитектурные сооружения добавляются элементы готики. Кроме того, строили здания и стиле ампир. Было построено большое количество разнообразных сооружений со своими индивидуальными особенностями.

Со времени Петра I Россия полностью включилась в круг общеевропейской культуры. Но Москва оказалась очень устойчивой к новым веяниям. И не только потому. что москвичи еще продолжали постройки в «старом стиле», но и потому, что в новых стилях барокко и классицизм зодчие не старались подражать Западу, а трактовали их в Москве по-своему, по-русски. Одновременно с этим, однако, строились в Москве уже и здания в стиле западно-европейского барокко.

Старая Москва

Большую популярность в Москве завоевал архитектор Растрелли, построивший там много прекрасных сооружений в стиле русского барокко. К сожалению, некоторые из построенных им зданий позднее были разобраны. Так, в 1753 году Растрелли построилКремлевский Зимний дворец, который при строительстве нынешнего, кремлевского дворца был разрушен. Позже Растрелли стал строить только в Петербурге.

Иван Федорович Мичурин – архитектор, составивший первый, точный план Москвы. В отличие от Петербурга, который сразу строился как столица — по определенному архитектурному плану, Москва застраивалась стихийно, постепенно превращаясь в большой город. Мичурин проделал огромную работу, предусмотрев благоустройство улиц, достройку незавершенных зданий и приведение в порядок старых. Главной заслугой Мичурина является основание московской архитектурной школы. Его ученики – Евлашев, Обухов и, особенно, Ухтомский, стали очень талантливыми зодчими.

Красные ворота. Архитектор Ухтомский


Дмитрий Васильевич Ухтомский. После Мичурина занимал положение первого архитектора Москвы. Строил в стиле барокко. Самые известные его сооружения – Красные ворота( которые, к сожалению, не сохранились) и достроенная им многоярусная колокольня Троице – Сергиевой лавры.

Колокольня Троице-Сергиевой лавры. Барокко.

Дом Пашкова. Архитектор В.Баженов. Классицизм.

Василий Иванович Баженов. Хотя основные его замыслы не были осуществлены, а многие постройки до сих пор неизвестны, влияние этого зодчего на развитие архитектуры 18-го века огромно. Баженов окончил Петербургскую Академию художеств и был послан пенсионером за границу в Италию. Там он быстро приобрел известность: был избран профессором Римской, членом Флорентийской и Болонской академий.

Однако, по возвращении на родину архитектора начали преследовать неудачи, которые были связаны с завистью академических верхов. Затем Екатерина II дважды прерывала осуществление его главнейших проектов. Самое замечательное детище Баженова – проект Кремлевского дворца в Москве. По идейно-образному размаху, по новизне и смелости задач этот проект не знает себе равных. Даже в модели архитектура исполнена великолепия. Грандиозные по протяженности фасады,то идущие по прямой, то прихотливо огибающие кремлевский холм, великолепные колоннады, таинственные переходы, вызывающие в памяти архитектурные фантазии 18-го века – все это поражает воображение. Проект Баженова был утвержден. В торжественной обстановке отпраздновали закладку дворца, начали подготовительные работы. Однако, вслед за тем дело замедлилось и вскоре было прекращено. Причина была в том, что поднялась Крестьянская война под предводительством Пугачева и Екатерине стало не до блистательного замысла Баженова

Дом Пашкова

Ворота Хлебного дома в Царицыне. Псевдоготика. Архитектор В. Баженов.


Баженов создает свой вариант распространившегося на западе течения в архитектуре — псевдоготика. Псевдоготика — ложная готика. направление в архитектуре 18-19 веков, возрождавшее архитектурные формы готики. Баженов по-своему интерпретировал этот стиль, максимально приблизив его к классицизму. Примером такого стиля являются Ворота Хлебного дома в Царицыне.

Сенат. Архитектор М. Казаков. Классицизм.


Матвей Федорович Казаков. Один из основоположников классицизма в России. Учился у Ухтомского, благодаря чему стал наиболее ярким выразителем московской школы. Он построил в Москве так много зданий, что возник термин «казаковская Москва». Он построил в Московском Кремле здание Сената, огромный купол которого играет важную роль в ансамбле Красной площади. Затем он построил Колонный зал, позднее- дом Союзов. Строит множество богатых частных домов. Например, дом Барышникова. Казаковым построено старое здание Московского университета (сгорело в 1812 году, перестроено архитектором Жилярди).

М. Казаков. Колонный зал. Классицизм.

М. Казаков. Дом Барышникова. Классицизм

Колонный зал. Интерьер.

Московский университет. Архитектор Д. Жилярди . Классицизм.


Дмитрий Иванович Жилярди. Сын итальянского архитектора, приехавшего работать в Россию. Д.И.Жилярди считался лучшим мастером московского ампира. Восстановление погоревшего здания Московского университета было его первой работой. От Казакова остался только план постройки, все остальное было создано Жилярди в два года. Внутри здания особенно хорош купольный актовый зал, украшенный фресками. Снаружи барельеф в виде львиных масок, медальонов с факелами, венков и пр., — это все характерно для декоративных украшений московского ампира. Чугунные ворота и решетка в том же стиле дополняют величественную красоту старинного храма науки. В Москве находится много частных зданий, построенных Жилярди.

В. Стасов. Провиантские склады. Классицизм.


Василий Петрович Стасов. Им построено и перестроено много зданий в стиле ампира -казенных, городских и частных, как в Москве, так и в Петербурге и его окрестностях. Суровым величием веет от Провиантских складов, построенным Стасовым в Москве. В этом огромном сооружении зодчий создал первоклассный архитектурный памятник – наиболее яркое и своеобразное произведение времени московского ампира. Внешний эффект достигается здесь гладью стен и введением чугунных деталей — двери, стрелообразные решетки на окнах, массивные ограды и ворота, украшенные традиционной военной символикой.

А. Григорьев. Церковь Большого Вознесения у Никитских ворот.


Афанасий Григорьевич Григорьев. Своими познаниями в архитектурном искусстве обязан семье Жилярди, а позднее — Джакомо Кваренги. Однако, в своих работах проявлял себя последователем Казакова. Многие здания строил вместе с Жилярди. К крупным его постройкам относится дворец великого князя Михаила Павловича, не сохранившийся ныне. Он построил также прекрасную церковь Большого Вознесения у Никитских ворот в стиле ампира. Хотя архитектурное наследие Григорьева до сих пор еще не выяснено полностью, все-таки то, что известно , свидетельствует о его таланте.

О. Бове. Большой театр. Классицизм.


Осип Иванович Бове. Ему принадлежит ведущая роль в градостроительных мероприятиях Москвы, особенно в центральном районе города. По его проекту реконструируется Красная площадь. Бове большой мастер ампира. Принимал активное участие в востановлении Москвы после Отечественной войны 1812 года. Он перестроил много общественных построек. Но наиболее монументальная постройка Бове — здание Большого театра. Это здание было самым крупным театральным сооружением в России и оно должно было, по мысли зодчего, служить центром обширного архитектурного ансамбля на Театральной площади. В истории дореволюционной Москвы — это первая и единственная попытка создать архитектурный ансамбль в городе. Центральная часть здания театра украшают колонны, а портик увенчивает колесница Аполлона — все это придает зданию величественность, элегантность.

Эти 14 современных зданий сложно забыть, увидев однажды

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Со списком 7 чудес Древнего мира знакомы многие, а вот мы в AdMe.ru задались вопросом, какие из современных зданий могли бы попасть в список новейших чудес света.

И мы нашли много интересного: только посмотрите на эти здания — они поражают воображение своими невероятными линиями. Такими архитектурными шедеврами наша цивилизация могла бы гордиться.

14. The Lotus Building в Чанчжоу, Китай

Посреди озера в городе Чанчжоу не так давно «выросло» воздушное здание в форме лотоса. Архитектор хотел, чтобы его творение могло в любую погоду и любое время года поднимать окружающим настроение, поэтому здание выглядит так красочно.

Внутри «лотоса» расположено муниципальное учреждение.

13. Отель, стекающий с гор

Пока это только проект, но мы не могли обойти его вниманием. Этот отель планируется возвести где-то в Альпах. По задумке автора Андрия Рожко, здание будет как бы стекать с гор и перекликаться с ландшафтом, красиво преломляя солнечный свет.

12. Храм Лотоса в деревне Бахапур, Индия

Еще одно грандиозное сооружение в виде огромного лотоса — главный храм религии Бахаи в мире. Его двери открыты для всех, независимо от вероисповедания.

В центральный зал храма можно попасть через 9 дверей, что символизирует объединение всех религий в одну.

11. Кубические дома в Роттердаме, Нидерланды

На улице Оверблаак в Роттердаме есть необычная группа из 40 домов, при виде которых кажется, что мир перевернулся. По задумке архитектора Пита Блома, каждый домик повернут на 45 градусов.

К слову, внутри располагаются жилые квартиры. Интересно, каково жить там внутри?

10. Атомиум в Брюсселе, Бельгия

Многие видели это сооружение, но не догадывались, что это не просто огромная скульптура из металла, а полноценное здание. По его трубчатым коридорам можно перейти из одной огромной сферы в другую и попасть в научный музей или ресторан.

А прототипом для Атомиума стала кристаллическая решетка железа.

9. Город искусств и наук в Валенсии, Испания

Еще один выдающийся пример современной архитектуры расположен на воде посреди парка в Валенсии. Он выглядит в высшей мере футуристично, прямо как город будущего, и чем-то напоминает огромный скелет фантастического животного.

Комплекс состоит из пяти сооружений: сцены, кинотеатра IMAX, сада, научного музея и океанографического парка.

8. Центр Гейдара Алиева в Баку, Азербайджан

Центр Гейдара Алиева — наверное, самое удивительное и узнаваемое здание в Баку. Гениальный архитектор Заха Хадид, известная своей любовью к «инопланетным» формам в архитектуре, спроектировала этот шедевр практически без единой прямой линии.

Внутри центра находятся выставочные центры и даже офисы.

7. Торговый центр «Emporia» в Мальмё, Швеция

Этот торговый центр — один из самых больших в Скандинавии и один из самых необычных в мире. Здание будто рассечено «провалом» посередине, который создает впечатление, что торговый центр рушится.

Читайте также:  Строгие линии K+JC House от Space Architecture в Мехико

Внутри тоже есть на чем остановить взгляд — цветные эскалаторы, качели в качестве скамеек и висячие сады.

6. Многоквартирный дом «Muralla Roja» в Кальпе, Испания

На юге Испании есть многоквартирный жилой дом, в котором, наверное, хотел бы жить каждый. Его название переводится с испанского как «красная стена», а в своих чертах сооружение несет отсылку к арабской архитектуре и средневековым крепостям.

Внутри здания красный цвет плавно переходит в фиолетовый и синий.

5. Музей искусства и науки в Сингапуре

Этот музей — визитная карточка Сингапура. Его форма отсылает одновременно к ладоням, сложенным в приветствии, и цветку лотоса.

Обратите внимание и на три небоскреба на заднем фоне, которые украшает летучий корабль. Это одна из самых дорогих гостиниц в мире — «Marina Bay Sands» и еще один архитектурный шедевр Сингапура по совместительству.

4. «Capital Gate» в Абу Даби, Арабские Эмираты

Высота 160 метров делает небоскреб одним из самых высоких зданий города. Но самое главное — «Capital Gate» вошел в «Книгу рекордов Гиннесса» как здание с самым большим углом наклона в мире. Он составляет 18 градусов (у Пизанской башни всего 4 градуса).

Второе название небоскреба — «Падающая башня Абу Даби».

3. Рынок «Марктхолл» в Роттердаме, Нидерланды

Да, это крытый рынок, но уж точно самый красивый и совершенный в мире. На его открытие приезжала сама королева Нидерландов.

Рынок расположен внутри многоквартирного дома в форме арки, его своды украшает живопись Арно Коенена: фрукты, овощи, рыбы и цветы. Благодаря ей «Марктхолл» даже называют «роттердамской Сикстинской капеллой». Живопись можно во всей красе рассмотреть здесь.

2. Музей Гуггенхейма в Бильбао, Испания

Это один из самых впечатляющих объектов в мире, построенных в стиле деконструктивизм. Архитектор Филип Джонсон назвал его «величайшим зданием нашего времени».

В музее проводятся выставки, есть также и постоянная экспозиция, посвященная искусству ХХ века. Не путать с музеем Гуггенхейма в Нью-Йорке!

1. Кунстхаус в Граце, Австрия

Эту галерею современного искусства называют «Дружелюбный инопланетянин». А кому-то сооружение напоминает сердце кита или дирижабль.

Кунстхаус — здание-биоморф, то есть на его создание архитекторов вдохновили формы биологических объектов. Ночью «инопланетянин» еще и светится.

Бонус: Павильон «Великобритания» на выставке «ЭКСПО-2010» в Шанхае

На всемирной выставке «ЭКСПО-2010», проходившей в Китае, всех особенно удивил павильон «Великобритания». Снаружи он был усажен стержнями из оптического волокна, из-за чего фотоаппаратам было крайне сложно сфокусироваться на павильоне и сделать четкие снимки.

Внутри была размещена выставка семян Королевского ботанического сада.

Архитектура России 18 века (кроме Москвы), проекты жилых и общественных зданий

18 век в архитектуре России является очень значимым. В нем можно выделить три направления, которые постепенно сменяются друг друга, это барокко, рококо и классицизм. В течение этого периода времени появилось множество новых городов, новых зданий, которые признаны историческими памятниками и которые можно увидеть и сегодня.

Картина «Вид Петербурга в день празднования 100-летия города» работы Бенжамена Патерсена . Холст, масло. 66.5х100 см. Швеция. Около 1803 г.

Основное строительство происходит в Санкт-Петербурге. Связано это было с началом Северной войны против Швеции, которая началась в целях освобождения Невских берегов. Тогда были построены многие военные сооружение, и главным из них стала Петропавловская крепость. Ближе к югу, лицом к крепости, построили Адмиралтейство – судостроительная верфь-крепость, не только инженеры работали над их созданием, но и сам Пётр Первый. Сначала поселения строились как крестьянские избы и городские хоромы, редко расписывались под кирпич. Чтобы лучше понять, как это выглядело, можно посмотреть на рубленый домик Петра Первого на Неве.

Петропавловский собор озведён в 1712—1733 годах (архитектор Доменико Трезини) на месте одноимённой деревянной церкви (1703—1704). , фото: © mosarchinform.ru 2011г.

Деревянный Петропавловский собор, старинная гарвюра

Хоть людей и заставляли переселяться в Петербург, все равно строительство шло очень медленно. Тогда архитекторам были поставлены особые задачи: город должен был стать современным, и быть не только архитектурно оформленным, но и быть комфортным по своей планировке.

Начался 18 век большими преобразованиями, виновником которых был Петр Первый. За это время во многих российских городах произошли социально-экономические и архитектурные изменения. В это время активно начала развиваться промышленность, появлялись рабочие поселки, здания общественного назначения. До этого времени особое внимание уделялось церквям и царским резиденциям, сейчас же больше обращают внимание на внешний вид обычных зданий, театров, набережных, школ и больниц. Позабыли про дерево в качестве строительного материала и заменили его кирпичом. Для начала только в столице использовали этот материал, а в остальных городах России не было видно ни кирпича, ни камня.

Петр Первый основал специальную комиссию, которая теперь будет заниматься проектированием не только столицы, но и всех крупных городов. Церковное строительство уходит в сторону, оставляя место для гражданских сооружений. Теперь главный акцент ставится не на облик домов, а на общий вид города, дома тянутся вдоль улиц едиными фасадами, застройки делаются менее плотными, для того чтобы оградить от опасности пожаров, для эстетической цели, дороги улиц оснащаются фонарями, улицы озеленяются. На все это явно оказал влияние запад и Перт Первый, который издавал множество указов относительно градостроительства, что доходило до масштабов революции. За короткий срок Россия подошла вплотную к Европе по уровню развития городов.

Главное событие в истории архитектуры – это строительство Санкт-Петербурга. После этого активно начинают меняться и другие города, Петр Первый приглашает архитекторов с Запада, а российские мастера едут на стажировку в Европу.

Спустя некоторое время, в столице собрались зодчие из самых разных школ, новые здания сочетали в себе русские традиции, итальянские, голландские, французские и так далее. Также архитектура Петербурга становится особенной благодаря использованию новых строительных материалов, дома были или кирпичного или мазанкового типа, штукатурка использовалась двух цветов: красного (коричневого) и белого.

В 1710 году, по указу Петра Первого начинается застройка Финского залива, в Петергофе появляются знаменитые дворцово-парковые ансамбли. В 1725 году появился двухэтажный Нагорный дворец, позже его перестраивали и расширяли, работой руководил сам Растрелли. В тоже время на берегу залива построили небольшой дворец для Петра, он состоял из парадного зала и нескольких других комнат, это был дворец Монплезир.

Петергоф – вид парка со стороны дворца, 1907 год, старинная открытка

Большой вклад в архитектуру обещают внести приезжие Растрелли, Шедель, Леблон, Трезини и другие. Стоит отметить, что, когда они только начали творить в России, они четко следовали своему предыдущему опыту, творили по европейскому аналогу, но уже спустя некоторое время, на них повлияла русская культура и это сильно отразилось на их творчестве.

Первая треть 18 века была отмечена как период барокко. Здания этого времени отличались сочетание несочетаемого, контраста и помпезности, реальности и иллюзии. В 1703-1704 гг. в Петербурге началось строительство Петропавловской крепости и Адмиралтейства. Петр возлагал на архитекторов большие надежды и очень строго следит за выполнением работы. Получившийся стиль с роскошными дворцами, церквями, музеями и театрами назвали русским барокко (барокко Петровской эпохи).

Панорамный вид стрелки Васильевского острова в С.-Петербурге, выполненный Дж. А. Аткинсоном в период 1805-1807 гг. Подпись (англ., фр.): “Лист 4. Биржа и склад. Новая биржа. Крепость св. Петра и св. Павла”.

За это время были построены Петропавловский собой, летний дворец, Кунсткамера, здание Двенадцати коллегий, дворец Меньшикова. Большое количество церквей появилось и в Москве, все они были украшены элементами барокко. Достаточно важным объектом на то время стал Петропавловский собор в Казани.

К середине 18 века Россия потеряла Петра Первого, это стало большой потерей для государства и для всех людей, но что касается градостроительства и архитектуры, то существенных изменений после его ухода не отметилось. Страна имела очень сильных мастеров, ведь многие из них прошли обучение заграницей, самыми знаменитыми и востребованными на тот момент были Бланк, Мичурин, Усов, Земцов и др. Начинают появляться здания в стиле рококо, то есть сочетая в себе одновременно барокко и классицизм. Строения становятся более уверенными, элегантными. Рококо проявляется не только во внешних деталях, но и в интерьере. Снаружи, как и внутри, здания помпезные, но в то же время строгие.

В это время как раз начала править Елизавета, дочь Петра, и она много работы назначает Растрелли младшему. Он вырос в условиях русской культуры, поэтому и в работах отмечались блеск и роскошь вместе с русским характером. Совместно с Квасовым, Чевакинским и Ухтомским они создавали памятники русского зодчества. Растрелли создавал купольные композиции по всей России, а не ограничивался Москвой или Санкт-Петербургом, они все больше вытесняли шпилеобразные детали. Русская история не помнит больше ничего подобного таким шикарным и громоздким русским ансамблям. Но, не смотря на большое количество поклонников Растрелли, его стиль быстро сменился следующим – классицизмом. В этот период полностью меняется план Петербурга и происходит перепланировка Москвы.

Последнюю треть 18 века занимает новое направление в архитектуре – русский классицизм. Уже к концу столетия, классицизм стал устойчивым направлением в искусстве. Для него характерны строгие формы с античными элементами, отсутствие лишних деталей, роскоши, рациональность конструкций. Больше всего таких зданий можно увидеть в Москве, но это не означает, что в других городах их не было. Самыми яркими примерами для Москвы стали дворец Разумовских, дом Голицына, Царицинский комплекс, здание Сената и дом Пашкова. В Санкт-Петербурге стоит отметить Академию наук, Эрмитажный театр, сам Эрмитаж, Мраморный дворец, Таврический дворец. Самыми знаменитыми архитекторами того времени стали Ухтомский, Баженов и Казаков.

Мраморный дворец построен в 1768—1785 годах по проекту архитектора Антонио Ринальди в стиле классицизм по заказу императрицы Екатерины для её фаворита графа Г. Г. Орлова. Мраморный дворец — первое здание в Петербурге, фасады которого облицованы естественным камнем. Литография Джозефа Шарлеманя (1782—1861)

Классицизм – стиль, который развивается благодаря заимствованию форм, образцов и композиций античного мира и времени итальянского возрождения. Появляются здания с правильными формами и площадями, логичные, симметричные, рациональные, во всем есть строгость и гармония, активно используется ордерная тектоническая система. Многие заказчики не могли позволить себе больше дома в стиле барокко, теперь настал период крестьян и купцов с меньшими экономическими возможностями.

Благодаря экономическому и социальному положению в стране, активно начал развиваться внутренний и внешний рынки, чтоб позволяло расширять промышленное и ремесленное хозяйство. Появилась необходимость казенных и частных сооружений: торговых палат, гостиных дворов, рынков, ярмарок, складов. Появились и уникальные для того периода здания: банки и биржи.

Читайте также:  Стильный лофт в Амстердаме

Во всех городах начали появляться строения общественного назначения: школы, гимназии, институты, больницы, тюрьмы, казармы, пансионаты и библиотеки. Города быстро разрастались, поэтому не было больше финансирования на барочные дома и не хватало для этого мастеров.

В 1762 году основали комиссию по вопросам каменного строения в Санкт-Петербурге и Москве. Она была создана для регулирования и попечения градостроительства. Комиссия существовала до 1796 года, в нее входили Квасов, Старов, Лем др. великие архитекторы. Главными факторами стали сухопутные и водные магистрали, границы между городами , торговые площадки и административные здания. Город имел четкую прямоугольную планировку. Высота улиц имела четкие ограничения, были образцы, которым нужно было следовать, дома должны были стоять на минимальном расстоянии друг от друга. Архитектурные решения оживлялись фигурными обрамлениями окон.

В провинциальных городах России здания не строили выше 1-2 этажей, в то время как в Петербурге можно было увидеть и 3-х и 4-х этажные здания. Квасов разработал проект, согласно которому облагораживалась территория набережной Фонтанки, в скором времени она превратилась в дугообразующую магистраль.

Самым ярким примером классицизма можно назвать «Увеселительные дома» в Ораниенбауме, сейчас его уже не существует, поэтому увидеть можно только на страницах книг и учебников. Над этим зданием работали Кокорин, а Виста в то время построил Ботный дом в Петропавловской крепости.

Что касается провинциальных городов, то больше всего искусство 18 века отложило отпечаток на Царское село, Ярославль, Кострому, Нижний Новгород, Архангельск, Одоев Богородицкий и др. После этого периода начали активно развиваться Петрозаводск, Екатеринбург, Таганрог и т.д., они большое внимание уделяли промышленности и экономике всего государства.

Архангельск на старинной гравюре 18 века

Архитектура на рубеже XIX — XX веков

В конце XIX — начале XX в. в русской архитектуре, да и во всей технологии строительного дела, в ассортименте строительных материалов намечаются новые явления. Они были связаны с общими изменениями в российской социально-экономической действительности. Архитектура более прямо и открыто, чем другие виды искусства, выполняет социальный заказ. Новые явления в российской архитектуре связаны были с сильным увеличением населения городов, появлением огромных промышленных предприятий, концентрацией пролетариата, ростом финансового капитала, общим изменением социального состава города, и, наконец, самого духа города, образа городской жизни.

Крупное машинное производство приносило с собою повышение уровня инженерных знаний, строительной техники, освоение новых строительных материалов и конструкций. В конце XIX в. в архитектуре начинают применять железобетон, металлические каркасы, облицовочную керамическую плитку, гранитную крошку и другие строительно-технические новшества. Выявляя эстетику этих материалов, создавая соответственно потребностям нового капиталистического города начала XX в. крытые рынки, универмаги, электростанции, заводы, огромные типографии, Народные дома и многоквартирные, много­этажные жилые здания с лифтами, телефонами, железнодорожные вокзалы, мосты, биржи, торговые дома и. особняки миллионеров, архитекторы делают попытки говорить иным архитектурным языком.

Конец XIX — начало XX столетия — время появления новых архитектурных стилей: модерна, новорусского стиля, неоклассицизма. Архитектурную истину своего времени зодчие видят в органической связи между строительным мате­риалом, конструкцией и формой. Архитектура отказывается от фасадности предшествующей эклектики, строгих осевых композиций, симметрии и традиционной гармонии.

Свобода, раскованность в композиции зданий, подчинение функциональному назначению определяют план, декор, цветовую гамму.

Не одна собственно инженерно-технологическая мысль выступала в близком союзе с архитектурой. Во всем зодчестве заметно сказывалось стремление к синтезу искусств; в архитектуру щедро вводятся элементы живописи и скульптуры.

Недаром в архитектуре конца XIX — начала XX в. начинают работать такие крупные живописцы и скульпторы, как В. М. Васнецов, М. А. Врубель, А. Н. Бенуа, И. Э. Грабарь, С. В. Малютин, А. С. Голубкина.
Талантливейшие представители русской архитектуры того времени — Ф. О. Шехтель (1859-1926), А. В. Щусев (1879-1949).

В градостроительстве впервые поднимались вопросы об организации общественного транспорта, о выработке и введении в жизнь правил регулирования уличного движения. Уже в 1885 г. при Министерстве внутренних дел создается Технико-строительный комитет, который делал слабые и явно для него непосильные попытки осуществить контроль застройки и планировки городов всей России. Все же в 1910 г. появляется план преобразования Петербурга (архитекторы Л. Н. Бенуа и Ф. Е. Енакиев), проект перепланировки о. Голодая в Петербурге («Новый Петербург») (архитекторы И. А. Фомин и Ф. И. Лидваль). В крупных городах возникают кооперативные товарищества и домостроительные общества в связи с новым понятием «жилищная проблема». Эти общества и товарищества, как и сама «проблема», стимулируют дальнейшие поиски архитекторов. Основным видом сооружения становится не частный дом и не культовое здание, а общественное сооружение.

В числе интереснейших построек того времени: Третьяковская галерея (1900-1905) В. М. Васнецов; доходный дом Перцовых (1903-1905, Москва) — С. Малютин, Н. Жуков; Ярославский вокзал (1902-1904) Ф. О. Шехтель; Марфо-Марьинская обитель (1908-1912,- Москва) — А. В. Щусев; здание Государственного банка в Нижнем Новгороде (1910-е гг.) — В. В. Покровский (1871-1931).

здание Государственного банка в Нижнем Новгороде

Все эти сооружения созданы в национально-романтическом, новорус­ском стиле, имевшем целью на новой строительной основе, в связи с новыми функциональными задачами возродить дух древнерусского зодчества, его пластичность, красочность и свободу форм, свободно и творчески развить национальную традицию.
В новом стиле были построены Ф. О. Шехтелем здание типографии газеты «Утро России» (Москва, 1900-е гг.); гостиница «Метрополь» (Москва, 1899-1903) – архитектор В. Ф. Валькотт; Художественный театр (Москва, 1902) — Ф. О. Шехтель, горельеф над входом А. С. Голубкиной; дом С. П. Рябушинского (Москва, 1900-1902) — Ф. О. Шехтель; особняк М. Ф. Кшесинской (Петербург, 1904-1906) — А. И. Фон-Гоген; «Вилла художника» (Крым, 1906) — Л. М. Браиловский; дача Пфеффер в Сокольниках (1910-е гг.) — А. У. Зеленко.

дача Пфеффер в Сокольниках
Ярославский вокзал
Почти все названные произведения зодчества включали элементы живописи и скульптуры. Национальные мотивы керамики разрабатываются в абрамцевской мастерской М. А. Врубелем, А. Я. Головиным, К. А. Коровиным, Е. Д. Поленовой ещё с 1889 г. Позднее подобная мастерская возникает в Смоленской губернии в Талашкино в имении княгини М. К. Тенишевой. Ею руководит художник С. В. Малютин.

Обращаются зодчие и к мощным истокам античности и Возрождения, переосмысливая классические образцы в соответствии с требования­ми новой эпохи. Происходит своеобразное облагораживание модерна классикой. Журнал «Мир искусства» в лице художников А. Н. Бенуа, М. В. Добужинского, А. П. Остро­умовой-Лебедевой выступает пропагандистом неоклассики.

В этой манере строит московский купеческий клуб А. И. Иванов-Шиц (1907-1908), И. А. Фомин (1872-1936) – особняк А. А. Половцева на Каменном острове в Петербурге (1911 — 1913); С. Соловьев (1859-1912) — Высшие женские курсы в Москве (1910-1913, ныне здание Московского пединститута им. В. И. Ленина); Р. И. Клейн (1858-1924) – Музей изящных искусств в Москве (1912).

Итак, лучшим произведениям архитектуры конца XIX — начала XX в. были свойственны новая образная выразительность, свободное соединение архитектурных масс, динамика и экспрессия, уничтожение разрыва между функциональным назначением и декоративно-художественной формой здания. Однако типовая застройка окраин оставалась тусклой, убогой, привычно-бытовой; в этом ярко сказы­вались вопиющие социальные контрасты российского капитализма начала XX в.

Оживление и заметный подъем архитектурного творчества и строительного дела вначале XX в. благотворно сказались на судьбах русской скульптуры. Зодчие нередко стали включать лепку, барельефы, горельефы, майолику в проекты новых сооружений — и общественного назначения (гостиницы, народные дома, так называемые «деловые дворы», вокзалы, банки, кинематографы), и жилые здания (небольшие личные, доходные многоквартирные дома), и немногочисленные возводившиеся культовые здания (монастырские комплексы, отдельные церкви, часовни).

Столичные архитекторы в провинции

С амые известные памятники архитектуры XVIII–XIX веков сохранились в Петербурге и Москве: именно там жили и работали ведущие архитекторы России. Однако они же строили здания и в других городах. 10 зданий русской глубинки от архитекторов первой величины — в подборке портала «Культура.РФ».

Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Ростове-на-Дону

В середине XIX века Константин Тон был одним из самых известных отечественных архитекторов. В основном он трудился в Москве и Петербурге, но среди его работ есть и здания в других городах. В 1854–1860 годах по типовому проекту Тона в Ростове-на-Дону возвели храм. Пятикупольный храм в неовизантийском стиле очень похож на другие постройки архитектора — московский храм Христа Спасителя, а также несохранившиеся Введенский собор в Петербурге и Святодуховский в Петрозаводске.

Возвели храм на деньги местных купцов. Сам Константин Тон в строительстве ростовского собора не участвовал — работами руководил архитектор Александр Кутепов, а 75-метровую колокольню позже построил Антон Кампиони. В советское время на территории храма работал зоопарк, а в самой церкви размещался склад.

Банк Рукавишниковых в Нижнем Новгороде

Федор Шехтель проектировал московские здания в стиле модерн: особняк Рябушинского, особняк на Спиридоновке и другие. А в Нижнем Новгороде он спроектировал банковский комплекс и доходный дом. Его заказчиками были Рукавишниковы — представители одной из богатейших местных династий.

Фасад здания Шехтель декорировал белой глазурованный плиткой фирмы Villeroy Bosh и растительными орнаментами. В создании скульптурного оформления участвовал еще один столичный мастер — Сергей Коненков. Он создал размещенные над входом чугунные фигуры мужчины и женщины, символизирующие союз промышленности и земледелия. На первом этаже здания располагались магазины, на втором и третьем — отделения Русского торгово-промышленного банка.

Спасский Староярмарочный собор в Нижнем Новгороде

Создатель петербургского Исаакиевского собора Огюст Монферран также повлиял на формирование архитектурного облика Нижнего Новгорода. В 1818–1822 годах он построил здесь пятиглавый Спасский Староярмарочный собор в стиле классицизм. Соавтором Монферрана стал известный инженер Августин Бетанкур.

Иконостас для церкви выполнил итальянский художник Торричелли. Его украсили росписями по канонам европейского искусства: у некоторых персонажей были обнажены участки тел. Это очень смущало местных богобоязненных купцов, многие из них даже брали в храм свои иконы и молились только им. Было решено заказать новый иконостас — его создал для Староярмарочного храма архитектор Василий Стасов.

Борисоглебский монастырь в Торжке

Борисоглебский собор одноименного монастыря в Торжке был возведен по проекту Николая Львова в 1796 году на месте разрушенного старого храма. Первые кирпичи в его основание заложила лично Екатерина II. Строительством руководил местный зодчий Франц Буци. Купола пятиглавого Борисоглебский собора увенчаны золочеными шарами с ажурными крестами, алтарь для него построили в виде ротонды. По мнению исследователей, по проекту Львова возвели и монастырскую надвратную церковь-колокольню.

Читайте также:  Комфортный домик на краю Африки от SAOTA

Усадьба Городня в Калужской области

Калужскую усадьбу Натальи Голицыной — знаменитой «усатой княгини», ставшей прообразом пушкинской Пиковой дамы, — построили по проекту Андрея Воронихина. В 1790-х годах он был еще молодым архитектором, только-только получившим вольную у графа Строганова. Воронихин продолжал выполнять заказы графа и его родственников, а Павел Строганов был женат на дочери княгини.

Для Натальи Голицыной молодой архитектор построил скромное, но изысканное здание в два этажа, в котором должны были проходить парадные приемы. По сторонам от него возвели два симметричных жилых флигеля. Вокруг дома был разбит английский парк, однако он до наших дней не сохранился. Интерьеры усадьбы тоже были полностью уничтожены — во время войны. Как выглядел внутренний декор можно узнать только по нескольким сохранившимся фотографиям.

Храм Воскресения в Почепе

Воскресенский собор в стиле русского барокко и четырехъярусную колокольню построили по указу последнего украинского гетмана Кирилла Разумовского. Раньше считалось, что автором проекта был архитектор Жан Батист Валлен-Деламот. Однако позже исследователи стали склоняться к мнению, что его построил Антонио Ринальди, а иконостас собора создал Франческо Бартоломео Растрелли. Первоначально церковь была частью дворцового ансамбля, но здание усадебного дома и парк погибли во время Великой Отечественной войны. В советское время храм закрыли, но сегодня там снова проводятся богослужения.

Иркутский академический драматический театр

Виктор Шретер был главным архитектором Дирекции Императорских театров, поэтому новые театральные здания по его проектам строились не только в столице, но и в провинции. В 1897 он возвел драматический театр в Иркутске на средства местных купцов. Шретер построил небольшое функциональное здание на 800 человек. Внешне оно выделялось среди других городских построек тем, что его стены не штукатурили — они были просто кирпичными. Театр поражал современников не только своим новаторским обликом и элегантной отделкой, но и техническим оснащением и безупречной акустикой.

Дворцовый ансамбль в Богородицке

Архитектор Иван Старов построил множество загородных усадеб — в основном в предместьях Петербурга. В 1773 году по его проекту возвели загородный дворец в Тульской области, который заказала Екатерина II. В письмах к Вольтеру она называла Богородицк «чистым цветником».

На берегу реки Упертой возвели двухэтажный дом с бельведером — башенкой над крышей здания. В 1774 году по проекту Ивана Старова рядом с ним заложили небольшую однокупольную Казанскую церковь. В годы Великой Отечественной войны Богородицк был разрушен почти полностью, и некогда блистательный дворец превратился в руины. В 1960–70-е годы здание восстановили, сегодня там находится Богородицкий дворец-музей.

Дворец Алфераки в Таганроге

Андрей Штакеншнейдер был дворцовым архитектором: он строил богатые особняки для членов императорской семьи. Когда ему заказали дом для таганрогского помещика, городского головы Николая Алфераки, он построил здание, ничуть не уступавшее столичным особнякам.

Штакеншнейдер построил дворец в стиле необарокко с коринфскими колоннами. Крышу здания обрамляла балюстрада — фигурные перила. Внутри здание выглядело так же величественно, как и снаружи: в XIX веке в его залах проводились лучшие балы в городе. В советское время в здании разместился местный историко-краеведческий музей, который находится там до сих пор.

Преображенская церковь в селе Красном

Преображенский храм в селе Красном построили в 1787–1780 годах, это была практически точная копия Чесменской церкви Юрия Фельтена. Вероятно, такое решение было принято владельцами усадьбы Красное Полторацкими для того, чтобы обратить на себя внимание Екатерины II и заслужить ее расположение. Главное отличие от петербургского храма заключалось в желтом цвете, в который покрасили стены готического храма, — Чесменская церковь была красной. В советское время храм закрыли и вплоть до 1998 года его использовали под склад. Сегодня в церкви снова проводятся богослужения.

Архитектура городов России. Архитектура Москвы часть первая: историческая архитектура.

Москва, как много значения в этом названии для русского человека. Город, который символизирует мощь и неприступность государства. Город, от лица которого зависит лицо всей России. А лицо каждого города определяет его архитектура и его жители. Рассматривать жителей Москвы займет уйму времени, насколько они многогранны и переменчивы, а вот рассмотреть архитектуру Москвы, нам по силам. Конечно, сделать это в одном материале будет сложно, поэтому, ноябрь месяц будет посвящен архитектурному облику Москвы, ее величественным строениям и современной архитектуры, ее удивительным храмам и исторической архитектуре. А начнем мы с архитектуры, которая и определяет все величие каждого города на нашей планете – исторической архитектуры Москвы.

Историческая архитектура Москвы

У большинства жителей мира, Москва ассоциируется с Московским Кремлем и Красной площадью, и они правы, ведь именно эти два места олицетворяют всю мощь столицы России. Именно Кремль является символом не только Москвы, но и всей России. Расположенный на Боровицком холме Кремль представляет собой огромное фортификационное сооружение, внутри которого расположено множество культовых сооружений для архитектуры Москвы. Первые укрепления на территории московского Кремля были построены в 1147 году, и представляли собой большой ров и земляной вал, что было характерно для тех времен. В 1339 году, Кремль обрел деревянные дубовые башни и стены, и вновь стал одним из самых защищенных мест на территории России. На территории Кремля начали активно возводиться соборы, большинство из которых были разрушены в начале 19-го века. Каменные стены Кремль обрел в 1369 году, которые были возведены из белого камня. Так, Москва стала «белокаменной».

В 1489 году на территории Кремля был возведен Благовещенский Собор, изначально бывший трехкупольным. Также, в 1484 году была заложена Церковь Ризоположения. В 16 веке Кремль начал активно перестраиваться, возводились новые башни и церкви внутри Московского Кремля, улицы на территории Кремля были значительно расширены и отрегулированы. Указом Екатерины Второй, для размещения Сената было возведено величественное здание Присутственных мест, в стиле классицизм. 19 век для Московского Кремля ассоциируется со сносом многих старых зданий, и придание комплексу большого количества псевдоготических архитектурных нот. А в 1812 году, Наполеон и его армия сумели взорвать большую часть зданий Кремля, значительно повредив их, после чего восстановительные работы велись вплоть до 1836 года, и многие здания получили новый облик. В 1849 году завершилось строительство впечатляющего здания Большого Кремлевского дворца.

Большие разрушения Московскому Кремлю принесли артиллерийские обстрелы 1917 года, когда многие здания были частично повреждены или полностью разрушены. А уже в 1918 году, в Кремле базировалось правительство СССР, во главе с В.И. Лениным. В этом же году началась масштабная реконструкция всего кремлевского комплекса. Большинство изменений в ансамбле Московского кремля, можно отнести к архитектуре Москвы советских времен, которая и сделала Кремль символом власти и неприступности России.

Важным памятником исторической архитектуры Москвы является дворцово-парковый ансамбль Царицыно, впечатляющий своим размахом. Комплекс был воздвигнут в 1775 году по приказу императрицы Екатерины Второй. Комплекс создан в псевдоготическом стиле, сочетающемся с нотками классицизма. Главным архитектурным строением комплекса является Большой Царицынский дворец. Еще одним выдающимся сооружением 18-го века является Петровский дворец. Дворец был возведен в 1780 году, в популярном тогда псевдоготическом стиле.

В первой половине 18-го века, был построен выдающийся памятник российского классицизма – Дом союзов (Благородное собрание). Большое здание с огромной колоннадой над центральным входом, впечатляет с первого взгляда. В Доме Союзов проводятся традиционное ежегодное детское празднование Нового Года – новогодняя елка, а также регулярные симфонические оркестры в Колонном зале.

Великолепным примером исторической архитектуры Москвы служит Дворец генерал-губернатора (здание мэрии Москвы). Сейчас, здание находится на масштабной реконструкции. Сам дворец служит образцом русского классицизма – 8-миколонный портик с фронтоном, а также портал под ним, напоминающий очертания триумфальной арки. Территория дворца обнесена роскошным кованым забором с огромными воротами.

А кто из москвичей и частых гостей столицы не знает знаменитый гастроном Елисеевский, который располагается в доме Елисеева. Дом славиться своим роскошным фасадом в стиле классицизма, а его внутренние убранства могли бы впечатлить самых состоятельных людей мира. В убранствах преобладают прекрасные классические интерьеры, с огромными люстрами, роскошными фресками, деревянной мебелью и широкими лестницами с роскошными коваными перилами. Пашков дом – одно из самых знаменитых и красивых примеров исторической архитектуры Москвы. Строительство дома было окончено в 1786 году, и с тех пор Пашков дом притягивает к себе толпы туристов, желающих сфотографироваться на фоне знаменитого памятника архитектуры. Дополнительную величественность дому придает тот факт, что здание располагается на возвышенности, которая преподносит Пашков дом на фоне остальных зданий.

Перечисляя известные образцы исторической архитектуры Москвы, нельзя обделить вниманием главное здание МГУ, которое поражает своим размахом. Именно благодаря таким строениям Москва обрела свое величие. Здание служит настоящим домом для 50000 человек (студентов, преподавателей и других работников ВУЗа). Современный облик главное здание МГУ обрело во времена советской эпохи, и впечатляет своей высотой в 183,2 метра над землей.

Здание Московской городской думы – еще одно культовое здание для Москвы и России. Здание определяет облик московской площади Революции. Всю свою историю, здание Московской городской думы имело правительственное значение, и было важнейшим стратегическим зданием для всей России. Строение, возведенное в 1892 году, впечатляется своим монолитным внешним видом и древнерусским стилем оформления.

Здание государственного Исторического музея – это настоящий символ исторической архитектуры Москвы. Огромная коллекция экспонатов, хранится в 39 залах. Располагаясь на Красной площади, здание Исторического музея гармонично сочетается с Кремлем и другими историческими зданиями, окружающими самую культовую площадь России.

Особняк Зинаиды Морозовой является блестящим образцом архитектурного стиля модерн. Красивый особняк, с белоснежным фасадом, украшенным витражами и горельефами, служил особняком для жены Саввы Морозова, известного российского предпринимателя и мецената. В наши дни, особняк служит зданием МИД России.

Дом Морозова – еще одно уникальное строение для Москвы, построенное в эклектичном стиле архитектуры. Уникальный облик зданию придают элементы неомавританского духа в фасаде дома. В 2003 году была проведена масштабная реконструкция памятника исторической архитектуры Москвы, а само здание часто используется для правительственных международных встреч.

Историческая архитектура Москвы настолько разнообразна, что далеко не каждый житель Москвы, знает все те архитектурные чудеса, которые хранит в своих границах столица России.

Ссылка на основную публикацию