Геометрия современного дома в Токио

Архитектура мятежной природы: как строят дома в Японии

История многовековой борьбы архитекторов с землетрясениями и тайфунами.

12 октября Япония столкнулась с сильнейшим за 60 лет тайфуном «Хагибис». Скорость ветра составляла 45 метров в секунду при отдельных порывах до 65 метров в секунду. Жертвами стихии стали 79 человек, число пострадавших приблизилось к 400. Это был девятнадцатый тайфун за сезон – спустя неделю метеорологическое управление предупредило, что к берегам Японии приближается ещё один циклон. Он принесёт сразу два тайфуна.

Ветер вырывает деревья с корнем, обрушивает рекламные конструкции, опрокидывает припаркованные машины. Под его силой качаются даже здания.

Но как бы ни было страшно находиться внутри качающегося здания, считается, что это безопасно. В Токио 153 небоскрёба. Столица Японии входит в топ-10 самых высотных городов мира. Каждая высотка построена в соответствии со специальным строительным стандартом. В Японии на законодательном уровне прописаны сейсмоустойчивые укрепления и ветрозащитные конструкции.

Этот стандарт вырабатывали веками и постоянно совершенствовали – как для жилых, так и для индустриальных зданий.

Дерево – лучший материал

«Каждый год у нас происходят землетрясения на суше. И пожары, и наводнения, и большие волны, и ужасные штормы — тайфуны. Природа очень жестоко относится к нам», – это цитата из романа Джеймса Клавелла «Сёгун». Главный герой книги – европеец, попавший в Японию на рубеже 16 и 17 веков и впервые ощутивший под своими ногами силу подземных толчков.

В книге после землетрясения традиционные японские домики сложились. Под обломками дерева и стен из рисовой бумаги оказались люди, но никто не пострадал. Дело в том, что дерево и бумага использовались специально – под их тяжестью меньше шансов погибнуть. При этом заново построить дом можно намного быстрее, чем если бы использовались камни.

Традиция строить из дерева пошла из Китая. Оттуда же японцы позаимствовали основные черты архитектурного стиля. Разве что в Китае дома красили, а в Японии материалам оставляли их естественный цвет. Дерево помогало пережить летнюю жару, поскольку сохраняло в помещении прохладу. Зимой деревянные стены, напротив, хорошо удерживали тепло. Дома ставили на сваи, возвышая их над землёй, чтобы здание не рассекало течение воздуха, а как будто пропускало его сквозь себя. Вдобавок, дерево намного пластичнее камня при колебаниях земли.

Японская архитектурная традиция начала вырабатываться в восьмом веке. Она незначительно менялась под влиянием разных религиозных верований и государственного устройства – например, в 16 веке, когда в Японии установился феодальный строй с даймё во главе каждой территории, в стране появились дворцы. Тем не менее базовые архитектурные элементы оставались неизменными, потому что они были обусловлены не веяниями моды, а жизненной необходимостью.

Когда речь заходит о Японии, многие представляют высокую пагоду с каскадом закруглённых крыш. Эти строения появились под влиянием буддистской культуры и дожили до наших дней, потому что их конструкция поглощала колебания почвы. В центре здания располагается толстая деревянная колонна. Стены пластичны за счёт того, что снизу они крепятся к сваям, установленным на большом расстоянии друг от друга. В результате конструкция выдерживала как сильные порывы ветра, так и подземные толчки.

В период Эдо – 260 лет вплоть до середины XIX века – в Японии строили многоэтажные замки с большим количеством комнат и коридоров. Внутри каждого из них выстраивался скелет, державшийся на четырёх объёмных столбах. Стены начали делать уже из камней, которые поддерживались ещё одной структурой из колонн. За счёт этой выверенной системы упоров и столбов дворцы выдерживали дрожь земли. Крыши делали из специальной глиняной плитки, которая не горела, поскольку в случае тайфунов и землетрясений больше народу становилось жертвами не обрушившихся зданий, а пожаров внутри них.

Вдобавок, религиозные и административные здания строили на возвышенностях, в то время как 90% населения располагалось в домах рабочего класса – на равнинах и в низинах.

Первые многоэтажки появились в конце XIX века. Этому поспособствовал пожар, начавшийся из-за ураганного ветра. Он уничтожил почти 70% города Эдо, сегодняшнего Токио. Огонь свирепствовал три дня и унёс жизни около 100 тысяч человек.

В тот момент в Японию уже пришли западные традиции, в том числе архитектурные. На месте выжженных улиц города решили построить район ныне известный как Гинза. Его прозвали «Кирпичным городом» (Bricktown, ブリックタウン). По образу и подобию Гинзы японцы начали модернизировать жилые районы по всей стране.

30 метров, 11 этажей

Первый небоскрёб в американском Сан-Франциско построили в 1890 году. Его владельцем была газета San Francisco Chronicle, и высокое здание символизировало мощь и весомость газеты. Эти качества исчислялась 66 метрами. Через восемь лет там же появилось так называемое Здание Вызова – 96-метровый небоскрёб, расположившийся напротив первой высотки города. А в 1905 году на Сан-Франциско обрушилось землетрясение магнитудой 7,7. Оба здания выстояли.

О землетрясении и двух устоявших высотках узнал профессор Университета Токио Тосикато Сано. Он поехал в США, чтобы расспросить о нюансах конструкции американских небоскрёбов. Его знания легли в основу Городского закона о строительстве и Городского плана по застройке. Оба документа подписали в 1919 году, ограничив высоту зданий в шести городах: Токио, Йокогама, Киото, Осака и Кобе. Крайняя высотная отметка – 100 футов (30 метров).

Закон и план по застройке регламентировали тип материалов. В документах были прописаны нормативы для соединения перекрытий, качество используемых материалов, нагрузки на определённых участках конструкции и высотах. Но первый кодекс безопасности постройки ещё не учитывал опасность землетрясений и силу ветра.

В 1923 году жители Токио столкнулись с землетрясением магнитудой 7,9. Вибрации от толчков доходили до Йокогамы. Природная катастрофа разрушила 250 тысяч домов и унесла жизни 140 тысяч человек. Ещё 450 тысяч домов серьёзно повредили пожары. Более 90% погибших стали жертвами огня. Однако была и относительно хорошая новость. За четыре года, прошедшие после принятия первых регламентов по строительству, в Токио и Йокогаме успели построить 658 высотных зданий – 35 из них обрушились полностью или наполовину. 49 оказались серьёзно повреждены. Остальные поддавались ремонту или же вовсе не подверглись воздействию землетрясения. Такой результат признали удовлетворительным.

Через год японцы придумали сейсмический коэффициент. Инициатива исходила от того же профессора Тосикато Сана. В своей докторской диссертации он предположил, что любое здание зафиксировано на земле, а значит, при движении земной коры высотки подвергались горизонтальному ускорению. По его расчётам, при землетрясении 1923 года горизонтальное ускорение в центре Токио превышало максимально допустимое значение в три раза. Сана рекомендовал ограничить высоту бетонных зданий до 20 метров.

45 метров, 16 этажей

Япония – одна из самых сейсмически изученных стран мира. Землетрясений там настолько много, что каждый год учёные и эксперты вносят в рекомендации и законы что-нибудь новое, учитывая печальный опыт минувших катаклизмов.

К концу пятидесятых и началу шестидесятых удалось изучить силу мощных толчков и поведение структурных элементов зданий в стрессовых условиях. Результатом стало введение нового высотного максимума – 45 метров в 1963 году. Причём разрешалось построить здание выше, но каждый проект-«переросток» отдельно оценивался специальной комиссией Министерства Строительства.

В апреле 1968 года рекомендуемый максимум превысили более чем в три раза. Здание Касумигасеки возвышалось над землёй на 147 метров и 36 этажей. Считается, что это первый японский небоскрёб. Над проектом работало сразу несколько человек, в том числе доктора наук и профессора университетов. При строительстве использовались в равной степени бетон и сталь.

Первое жилое высотное здание построили спустя шесть лет – 18-этажный дом высотой 47,7 метров. Туда поселили сотрудников корпорации Kajima. Эта же компания участвовала в строительстве небоскрёба в 1968 году. По сравнению со своим первым зданием-рекордсменом архитекторы пошли на апгрейд – теперь это была не большая стальная коробка с бетонными вставками, а здание со специальными бетонными конструкциями. При сооружении каркаса использовались трёхметровые рамки, за счёт которых дом мог наклоняться, выдерживая колебания пород и порывы ветров. Этот проект стал образцовым для других высотных зданий.

60 метров, 22 этажа

Строительный кодекс пересмотрели в 1981 году в пользу увеличения до 60 метров, что равнялось примерно 22 этажам. Порядок одобрения проекта не изменился: если выше 60 метров, требовалась виза Министерства Строительства. После очередной порции изменений в законодательство начался бум высоток. В 1993 году построили Landmark Tower в Йокогаме высотой 296 метров. До 2014 года йокогамская 70-этажная высотка оставалась самой большой в стране. На первом месте её сменила 60-этажная, но трёхсотметровая Abeno Harukas в Осаке.

На данный момент лишь в Токио 153 здания выше 150 метров и ещё 8 строятся. В Осаке 41, в Нагойе – 11, в Кавасаки – 10, в Йокогаме – 7, в Кобе – 6, в Тибе – 4 и в Хиросиме – 3.

Особняком даже на фоне небоскрёбов стоит Tokyo Skytree – огромная башня высотой 625 метров. Само собой, её строили с учётом тайфунов и землетрясений. За решением сейсмологической задачки конструкторы обратились к старым проверенным технологиям: Skytree сделан по модели пагоды. Внутри башни огромный «ствол» на резиновой прослойке. Вокруг ствола возведён своего рода экзоскелет из демпферов, которые нивелируют любые вибрации во время землетрясения.

Демпфер – это специальное устройство, с помощью которого гасят вибрации и инерцию высотных конструкций. Чаще всего это массивный бетонный блок, который служит внутренним маятником конструкции, придавая ей обратную инерцию. Противовес не даёт зданию слишком сильно раскачаться.

Но качаться здания всё-таки должны. Если бы высотки не были пластичны, они бы обрушились при минимальном горизонтальном ускорении. Тогда небоскрёбы на видео ниже не пережили бы страшное землетрясение 2011 года с максимальной магнитудой в 9,1.

Читайте также:  Модульный плавающий дом из России

Если не говорить о высотных зданиях, то закон регламентирует и частные постройки. В Японии дерево до сих пор остаётся одним из самых востребованных материалов – в силу традиций, пластичности структуры и доступности. Однако прежде чем строить деревянный дом, владелец земли должен проверить почву на стабильность. Для каждого участка существует максимальная нагрузка, и специальный административный орган инспектирует каждое перекрытие, балку и лестницу.

Новый дом должен иметь десятилетнюю гарантию на материалы. Иными словами, нельзя купить по дешёвке залежавшийся на складе цемент, построить дом из шпал или списанных кирпичей. Кроме того, жилые здания высотой выше трёх этажей инспектируются дважды. На стадии проекта проверяется вся документация, а уже в середине процесса на стройку приходит специальная комиссия. Она проверяет качество работ и соответствие проекту.

Вода страшнее ветра и землетрясений

Землетрясение 2011 года изменило подход японцев и мировой общественности к регулированию индустриальных зданий. Та катастрофа породила серию цунами. К побережью Японии шло несколько волн, которые ближе к берегу слились в один мощный прилив, накрывший строения на суше – в том числе атомную электростанцию Фукусима. Там произошло обесточивание систем безопасности, расплавление активной зоны реактора и водородный взрыв.

Станция Фукусима была важной энергетической точкой Японии. В пиковые периоды там генерировалась почти треть электричества страны. После произошедшего работу всех АЭС в Японии остановили до переоценки рисков и усиления безопасности. Модернизация всех действующих станций обошлась в 17 миллиардов долларов.

Предусмотрительные японцы просчитали воздействие тайфунов и землетрясений. Исследования основывались на опыте строительства жилых и административных зданий с учётом того, что любому индустриальному комплексу постоянно требуется энергия. Правила строительства зданий заводов, электростанций и других индустриальных зданий прописали в кодексе 1981 года.

Первый серьёзный тест регламента пришёлся на 1995 год, когда сейсмологи зафиксировали толчки магнитудой 6,9. Погибло 6434 человека, оказалось разрушено 200 тысяч зданий, и километр скоростного шоссе Хансин, а также 120 из 150 причалов в порту Кобе. Город частично остался без электричества. Тем не менее в целом здания, построенные по правилам 1981 года, проявили себя хорошо. Оценивая последствия природной катастрофы, власти Японии решили составить карту сейсмических угроз и, отталкиваясь от данных, оценить масштаб модернизации отдельных районов.

АЭС Фукусима построили в 1966 году. На карте сейсмических угроз префектура Фукусима отмечена как наименее активная. Станцию возвели на возвышенности, но не учли возможность столь мощного цунами.

В каждом индустриальном комплексе есть специальное изолированное здание. Там хранятся генераторы, резервные источники питания, компьютеры, поддерживающие работоспособность и другие важные вещи – содержимое может варьироваться в зависимости от назначения индустриального комплекса. Изолированное здание построено внутри специально короба из стали и бетона. Оно может выдержать магнитуду до 7. Такое здание не разрушится после сильного толчка, его не сдует ветром, но никто не ожидал, что «резерв» может залить водой.

Все 13 дизельных электрогенераторов и комплекты батарей оказались бесполезны после цунами. На станции пропало электричество, что не предусматривалось в проекте станции. Поэтому и произошла катастрофа. В Японии провели сразу несколько расследований случившегося, и каждую АЭС подвергли «стресс-тестам», чтобы исключить повторение печального сценария 2011 года.

Метаболизм и органическая архитектура

Современная японская архитектура заостряет внимание не только на безопасности и противодействии природным силам, но стремится к гармонии с окружающей средой. Даже при строительстве больших и массивных зданий в Японии стараются использовать экологичные материалы – дерево и бумагу.

Зачатки этого направления появились ещё в восьмидесятые, когда обозначалось «движение метаболизма». Архитекторы того времени – Кийонори Кикутаке, Кисо Курокава, Фумигико Маки – бунтовали против западных «скучных» небоскрёбов, стремясь найти новую форму. Так появились мегаструктуры и биологические системы. В зданиях стали использовать различные изгибы, «будто созданные природой».

Ещё один тренд японской архитектуры обусловлен не только инвайроменталистикой, но и банальным дефицитом места. Япония – двадцать пятая страна по плотности населения на квадратный километр: 336 человек. Такая «теснота» приводит к тому, что стоимость земли непрерывно растёт, и архитекторам нужно экономить пространство. Например, в Осаке в 2007 году жилой дом построили зигзагом, уместив его между другими зданиями и оставив место для небольшого сада.

Сегодня японские архитекторы пользуются спросом не только на родине. Их проекты покупают в США, Европе и России – зачастую они работают в жанре «органической архитектуры» и минимализма. Внешний вид для них – не главное.

Дома должны быть прочными и выдерживать всё, что погода на них обрушит. Сейчас нужно предусматривать, чтобы в жару структуры реагировали на температуру, делали помещение прохладнее и берегли энергию. Очевидно, что эстетика отходит на второй план – в приоритет выводится функциональность здания.

Эта статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы рассказать свою историю.

Современная архитектура Японии: новаторство в каждом объекте

С чего все началось? Что отличает современную японскую архитектуру? Чем сейчас заинтересовывают национальные зодчие?

Анастасия Михалкина – искусствовед, специалист по современной архитектуре.

Говоря об архитектуре Японии, необходимо понимать совмещение традиций и новых технологий. Под традициями подразумевается следование религиозным воззрениям (путь буддизма и синтоизма), а также основам строительства традиционных домов (минка). Тогда как новые технологии – это не только достижения в науке и технике, но и влияние западных образцов архитектуры на строительство в Японии.

Особенно сильно это проявилось в XX веке, когда после открытия страны в 1868 году, началось европейское влияние на все сферы жизни Японии. Здесь побывали такие архитекторы как Ле Корбюзье, Фрэнк Ллойд Райт, даже Вальтер Гропиус воздействовал на развитие новой архитектуры. Однако японские архитекторы со временем стали «обтачивать» европейские принципы строительства под свой уклад и образ жизни, что теперь можно наблюдать в современных объектах.

В постройках XXI века японские архитекторы стремятся к созданию комфортного жилья. Обязательным условием становится вписывание объекта в окружающее его пространство. Поэтому с одной стороны, для незнакомых с этой особенностью людей – окружающие здания, особенно в спальных районах, могут показаться унылыми или странными (дом–склад или дом–многоугольник). Однако этот принцип выходит из трепетного отношения японцев к личному пространству. Для них дом – отдельный мир, который никто не должен видеть. Не видят – не завидуют. Зато жильцам так гораздо комфортнее и уютнее.

Но это только фасад, который выглядит как непритязательная железобетонная коробка, тогда как внутри зодчие воссоздают целый замок из света, свободного пространства, японского традиционного садика. Но, спросите вы, откуда? Действительно, этот вопрос как нельзя кстати. Если посмотреть на планировку домов, видно, что тот или иной объект имеет площадь всего 30 или 40 кв. м. Но это касается только городской архитектуры, загородные дома гораздо просторнее. Неужели это нормально для Японии и граждан? Действительно так и есть. Японцы уже давно привыкли уживаться даже несколькими поколениями в небольшом пространстве 30х30 метров. Отсюда возникает другая тенденция к строительству многоэтажных домов, тянущихся к небу. Если не вширь, так вверх.

Тенденцию в строительстве «маленьких домов» раскрыл еще архитектор Кензо Кума (Kenzo Kuma). Он говорит об этом, как о вызове, который принимают японские зодчие и – на примере строительства домов и муниципальных объектов – демонстрируют свое мастерство. До сих пор при строительстве используется железобетон и натуральное дерево, стекло и фанера.

Кроме того, хочется обратить внимание на несколько современных зданий, возведенных в Токио. Одним из таких является дом на улице Нака-Икэгами (Naka-Ikegami, 2000 г.) архитектора Томоюки Ицуми (Tomoyuki Itsumi). Снаружи дом ничем не примечателен, вписан в пространство соседних домов, поджимающих его в площади. С виду напоминает склад, но, как признается архитектор, этот дом и был задуман как жилье с множеством складских пространств. Площадь составляет 44 кв. м. Цветовая гамма помещений – белая мебель с небольшими вкраплениями деревянных полов, что зрительно расширяет пространство. На первом этаже раскинулись гараж, детская комната и ванная.

Второй этаж – кухня-столовая. Третий – спальня хозяев. Весь дом уставлен шкафами, пространствами, куда можно убрать игрушки или одежду. Здесь нет ничего лишнего, вещи не разбросаны, а наоборот убраны во все возможные углы дома. В этом плане он очень функционален. На втором этаже, где расположились кухня и столовая, вся техника встроена в белые шкафы. Кухня поделена на зоны – зона готовки и зона трапезной. Утварь убрана в стол-остров, который раздвигается, превращаясь в дополнительное место для готовки. В полу также есть шкафы, куда можно убрать крупногабаритные вещи. В спальне стоит только кровать и встроенный в стену шкаф. Шкаф глубокий, повторяет форму крыши, он предназначен и для одежды, и для утвари. Любопытное решение внутреннего пространства, когда архитектор стремится все спрятать в стены дома, но это очень удобно и функционально.

Другой жилой дом называется Патио (Patio, 2011 г.). Создан он студией Yaita and Associates, главные архитекторы – Хисааки Йаита (Hisaaki Yaita) и Наоко Йаита (Naoko Yaita).

В плане – широкий и вытянутый. Площадь составляет 80 кв. м. Желанием заказчика было создать дом, который внешне не привлекал бы внимания и был бы закрытым ото всех, тогда как внутреннее пространство должно было стать оплотом семьи, местом отдыха. И архитекторы воплотили это в жизнь. Снаружи дом ничем не примечателен. За исключением того, что нижний объем с двором и парковочным местом является постаментом для выступающей верхушки – второго этажа. По виду напоминает гриб. Первый этаж опущен под землю, затем идет прослойка для входа и гаража, а затем – второй этаж.

Читайте также:  Особняк Balcony House в Мадриде от A-cero

Первый этаж камерный – здесь находятся спальни и ванная комната. Также имеется внутренний двор. Со стороны улицы стены облицованы металлом, а со двора представляют собой стеклянные раздвижные конструкции. В прослойке между первым и вторым этажами расположилась небольшая чайная комната в японском стиле. Полы устланы циновками татами, есть ниша токомона со свитком. Второй этаж – гостиная столовая вместе с кухней.

Между прослойкой и третьим этажом есть небольшая щель, через которую проходит свет и свежий воздух. Верхний этаж с одной стороны – бетонный, с другой – покрыт стеклом. Крыша также стеклянная, за счет чего в помещение всегда попадает естественный, солнечный свет.

Еще одно сооружение – Ако Дом (Aсo House, 2005 г.) на улице Сэтагая – возвела группа архитекторов из Atelier Bow-Wow: Йосихару Цукамото (Yoshiharu Tsukamoto) и Момойо Каидзима (Momoyo Kaijima).

Частная постройка, общая площадь которой составляет всего 35.51 кв. м., вписана в угол между другими домами и дорогой. Основной материал, используемый при постройке, – дерево. Архитекторы решили нестандартно подойти к 3-х этажному строению. На плане видно, что комнаты составляют отдельные блоки, собирающие все пространство дома в единое целое, как в игре Tetris. Лестницу разделили на сегменты, расположив ее вдоль стены от самого входа до террасы на крыше. Тем самым, она связывает все пять уровней дома (все стены изогнутые или косые, некоторые комнаты занимают в плане полтора этажа здания). На первом этаже расположились гараж, кабинет, библиотека и ванная комната. На втором этаже – кухня-столовая. На третьем этаже – спальня, мезонин и терраса. Интерьер выполнен в стиле минимализм. Широкие окна со двора почти на всю стену расширяют пространство и дают возможность проникновению естественного света, как и открытая терраса на крыше. Деревянные полы и мебель добавляют уюта, а от раскидистых деревьев за окном возникает ощущение спокойствия и тепла.

Основные задачи, которые ставили перед собой национальные мастера – какие новые архитектурные формы создать, как вписать их в окружающую среду, как сделать максимально полезными и функциональными. Национальная архитектура позволила вместить уют, простор и воздух в какие-то 30 кв. м. Согласитесь, достижение не малое. Верится, что архитектура современной Японии не стоит на месте. Зодчие постоянно прибегают к новым материалам, новым формам, новым технологиям строительства. Верно то, что японская современная архитектура еще будет удивлять и удивлять, а иностранные зодчие все больше будут ею вдохновляться и перенимать тенденции национальных мастеров, сумевших выйти на новый уровень в создании домов.

Материал подготовлен специально для BERLOGOS.

Особенности строительства и архитектуры в Японии

во-первых, заготовка материалов и строительство из камня требовали значительно больше усилий, чем использование дерева;

во-вторых, строительный материал также определялся климатом: жарким и влажным летом и довольно короткой и сухой зимой. Дерево меньше нагревается от жары летом, а зимой меньше охлаждается, лучше поглощает влагу;

в-третьих, дерево лучше переносит толчки землетрясений, каждодневно случающихся на Японских островах;

в-четвертых, имело значение и то, что деревянный японский дом можно было разобрать и собрать в новом месте, что весьма затруднительно в отношении каменного.

Для традиционной японской архитектуры характерны сооружения с массивными крышами и относительно слабыми стенами.

При возведении дома сначала устанавливались опоры и балки конструкции, позволяющие поддерживать крышу. Пространство дома организовывалось крышей и модульным расположением опор; дизайн сводился к заполнению промежутков между опорами и балками. С одной стороны, плоскости стен делили внутреннее пространство на отдельные комнаты, а с другой — сами стены, в зависимости от их материала и роли барьера, изменяли взаимоотношение между отдельными опорами конструкции дома. В этом суть традиционного японского дизайна: если структура заранее задана, дизайн состоит в выравнивании и перестановке уже существующих отношений.

Таким образом, можно говорить о том, что японские домостроители уже с давних времен применяют принцип «навесных фасадов» в технологии каркасного домостроения.

Древнейшими архитектурными памятниками Японии являются синтоистские и буддийские культовые сооружения — святилища, храмы, монастыри. Храмовые постройки Японии почти лишены окраски и украшений. Вся красота этих простых и практичных построек создается за счет цельного неокрашенного дерева.

Еще одним важным аспектом традиционной архитектуры Японии является взаимоотношение дома и окружающего пространства, в частности наличие такого рукотворного островка природы как японский сад. Японцы не рассматривали внутреннее и внешнее пространство как две отдельные части, скорее оба перетекали друг в друга. Другими словами, нет той границы, где кончается внутреннее пространство дома и начинается внешнее.

Конкретное выражение этой концепции — веранда традиционного японского дома (энгава). Она служит транзитным пространством на пути из дома в сад. Ее роль наглядно отражена в используемых конструктивных материалах: внутренние помещения имеют покрытые соломенными циновками (татами) полы, снаружи — земля и камни сада и дорожек, а веранда делается из деревянных, грубо обработанных брусьев, которые являются как бы промежуточным материалом между мягкими соломенными циновками и твердыми необработанными камнями в саду.

Современная архитектура и строительство в Японии со всеми новейшими техногенными примудростями все же находятся под бдительным контролем специальных организаций государственного образца, которые следят за порядком во всех строй-сферах. И для всех, кто что-то строит (особенно в больших городах), для крупных строительных фирм, частных организаций обязательно знание и соблюдения во всех проектах международных и собственно специфических японских строительных норм для обеспечения безопасности сооружений. Так, за последние десять лет в Токио появилось множество высотных зданий. Это стало возможным благодаря развитию компьютерного моделирования и современных строительных технологий, например, использования подушек и роликов в фундаментах зданий. Ни одно из новых зданий, включая шестисотметровую телебашню, не пострадало после сильного землетрясения.

Современная японская архитектура развивается в основном в рамках конструктивизма. Небольшие ландшафтные японские сады с прудами и камнями и другие элементы традиционной стилизации — частая принадлежность декора построенных в современной манере гостиниц, оффисов, учебных и других общественных зданий.

Собственная вилла – самый больной вопрос для японца. И хотя по доходу на душу населения, Япония числится в числе благополучных стран, острая нехватка свободной земли и её высокая стоимость превращают планы об обладании собственным домиком или квартирой в несбыточную мечту.

По стоимости жилья Япония впереди планеты всей. И причина кроется совсем не в нехватке свободной земли. Проблема кроется в том, что затраты на строительство в Японии выше в два раза, чем, например, в США. Причина тому в японском законодательстве, а точнее в строительных инструкциях: вся импортная строительная техника и стройматериалы должны соответствовать JIS (Японскому промышленному стандарту) и JAS (Японскому сельскохозяйственному стандарту). Всё это мешает проникновению на внутренний японский рынок зарубежных стрительных фирм.

Строительство в Японии несколько отличается от строительства в других странах. Спокойный и качественный подход японцев к этому вопросу является полностью противоположной методике строительству в других странах.

Аккуратные постройки, созданные из легкого и прочного материала позволяют зданиям выглядеть легко и непринужденно, словно отражая всю душу японцев, тем самым создавая впечатление ухоженности и аккуратности, проявленных в каждом строительном жесте.

Ещё одна особенность японцев при строительстве – это способность сохранять безупречную чистоту и порядок, что служит еще одним показателем истинного профессионализма.

Подводя итог, можно сказать, что Япония способна впечатлять не просто каждого обывателя, но и еще вдохновлять всех архитекторов мира, доказывая что простота форм и конструкций всегда рождала нечто индивидуальное и неповторимое.

Путешествия

Удивительная и необычная архитектура: Япония

Как узнать страну с первого взгляда? Еще не слыша разговора людей на ее улицах, не вглядываясь в таблички и указатели? У каждой страны свое “лицо”, это и природные ландшафты и улицы городов с характерной архитектурой домов, улиц, площадей. И, отправляясь в путешествие в любую из стран мира мы, разумеется, знакомимся с ней заочно по путеводителям, и предполагаем увидеть уже знакомый по фотографиям облик. Однако, можно и обознаться, если оказаться в месте с нетрадиционным архитектурным обликом – удивительным, необычным, словно из будущего. Одно из первых мест по части оригинальности и неожиданности можно по праву отдать Японским архитекторам, причем это касается не только знаковых общественных сооружений, но и жилых домов. Итак, откроем необычную Японию….

House Na, жилой дом, Токио

Возможно в будущем, светлом и прекрасном, такой дом станет традиционным, но пока – это единственный прозрачный дом-дерево в Токио. Японский архитектор Су Фудзимото разработал House Na таким образом, что чтобы добраться до верхнего этажа жильцам придется преодолеть целую систему открытых переходов, будто карабкаясь по ветвям дерева. Немного страшновато, но зато захватывающе! Да и жизнь в нем почти как на дереве – ты видишь всех, и все видят тебя.

Парки Намба, Осака

Настоящие Сады Семирамиды можно увидеть в Осаке – необычный парк, расположен на террасах домов. Здесь можно отдохнуть среди зелени в кафе или просто на лавочке, как в обычном парке, но вдали от шумной и загазованной улицы. Но самое интересное, что в Намба предусмотрены…частные огороды! Действительно, как в маленькой Японии еще можно завести себе небольшую дачу? А “воздушный” парк позволяет особо увлеченным натуральными продуктами самим себе их и выращивать, прямо в городе.

Чердаки обратимой судьбы, Митака, Токио

Оказывается дом может перевернуть судьбу, изменить ее и направить по другому течению. По крайней мере, создатели необычно разноцветного дома, состоящего из чердаков, твердо в этом уверены. Архитектор Сусаку Аракава и поэтесса Маделин Джинс решили не дать расслабиться своим жильцам – пол кривой, стены самых причудливых форм, розетки могут быть, где угодно, а санитарные удобства еще надо поискать! Настоящий чердак! При этом квартиры в “Чердаках” не продаются, а лишь сдаются в аренду, пользуясь большой популярностью. Видимо, чтобы изменить судьбу, стоит просто вырвать человека из привычного мира и отправить… на чердак, в поисках себя?

Читайте также:  Уютный частный дом в Редвуд-Сити

Дом-капсула “Накагин”, Токио

Дом, напоминающий жилище из фантастических романов о перенаселении Земли, был построен еще в 1972 году! Комплекс “Накагин” архитектора Кисе Курокавы состоит из квартир-капсул, обустроенных под потребности людей, погруженных в работу – менеджеров, предпринимателей и т.п. В каждой капсуле есть необходимый минимум комфортного существования, занимающий оптимально необходимое пространство. Напоминает жилище героя “Пятого элемента”, не правда ли?

Коммерческий центр Mikimoto House, Токио

Затейливая башня, напоминающая одеяния Флинстоунов – это оригинальный коммерческий центр Mikimoto House, спроектированный архитектором Тойо Ито. 24-этажный комплекс был построен в 2005 году из железобетона и стали, но не в виде привычного для таких материалов стандартного серого куба, а вот так – необычно и впечатляюще.

Бумажная церковь, Кобе

После разрушительного землетрясения, которое произошло в Кобе в 1995 году, вместо разрушенного храма Такатори, архитектор Шигеру Бана создал легкую и воздушную конструкцию – бумажный храм. Автор проекта весьма увечен идеей создания строений из прессованной бумаги и его потрясающе по красоте проекты можно найти во многих странах мира. Удивительно, что такие конструкции, как бумажный храм, сам архитектор рассматривал как временную мало затратную конструкцию, однако храм так понравился жителям Кобе, что стоит до сих пор.

Кондитерский магазин, Токио

SunnyHills at Minami-Aoyama – кондитерский магазин в форме облака из деревянных ламелей можно увидеть в Токио в районе Аояма. Архитектор Кенго Кума нашел идею для создания столь необычного сооружения в традиционной технике плетения бамбуковых корзин. Так что этот кондитерский магазинчик условно можно назвать большой корзинкой со сладостями. Удивительно, но вся эта огромная конструкция действительно “сплетена” без использования винтов или клея.

Темпы развития Японии, ее науки и техники давно никого не удивляют – привыкли и даже пошучиваем. Иногда кажется, что в этой удивительной и загадочной стране вовсе нет никаких ограничений для фантазии и творчества в любой сфере. Тысячи туристов из года в год посещающие Страну Восходящего Солнца, не перестают удивляться ее непохожести ни на какие другие страны. И дело не только в древних традициях и культуре, но и в необыкновенно потрясающем архитектурном облике Японии, многоликом и удивительном, меняющемся из года в год. Порой кажется, что это страна из будущего…

Кстати.

Чем увлекательнее путешествие, тем меньше времени на поиски привычных средств ухода, поэтому стоит их просто взять с собой, в дорожном формате.

Тканевые маски для лица в ассортименте, Sephora

Sens`Eyes Средство для снятия водостойкого макияжа вокруг глаз в дорожном формате, MAKE UP FOR EVER

Smart Custom-Repair Serum Интеллектуальная восстанавливающая сыворотка в дорожном формате, Clinique

Современная архитектура Японии

По окончании II мировой войны разрушенная Япония начинает активно отстраиваться заново.

Большое влияние на современную архитектуру оказывает русский авангард тех времён. Вторая половина 20 столетия наглядно демонстрирует его веяние в оформлении зданий. Японская архитектура и по сегодняшний день отличается геометризмом, строгостью, монолитностью общего вида, скромностью форм и всем тем, что принято называть конструктивизмом.

Современная японская архитектура

Архитекторы Японии, создавая нечто новое, пытаются сохранить ощущение пространства, сложившееся в местной культуре. Переосмысливая русский авангард и сопоставляя его с привычной для японцев смысловой триадой “тень – промежуток – пустота”, они основали свой уникальный стиль конструктивизма.

В конце 19 века, когда страна вступает на путь модернизации и осваивает свежие строительные технологии, при реставрации Мэйдзи уже используется не только камень, но и кирпич. Обновлённый стиль пришёлся по вкусу всей стране и стал использоваться при строительстве государственных учреждений и различных предприятий. Строгий стиль дизайна Запада обрёл большую популярность – его применяли для резиденций и контор. Множество специалистов из США и Европы работали в стране восходящего солнца. В 1879 году целая группа архитекторов оканчивает Токийский технологический колледж. В будущем они сыграют основную роль в строительстве по всей Японии.

Западный стиль более точно отражён в здании Токийского вокзала, сооружении Банка Японии, которые были спроектированы архитектором Тацуно Кинго, а также в Императорском дворце Акасака, созданном Катаямой Токума.

В 1923 году произошло землетрясение, разрушившее возведённые стандартным способом кирпичные и каменные дома в Токио и его окрестностях. В связи с продвижением в разработке способов строительства, одновременно с Западной Европой в Японии начинают появляться железобетонные сооружения, которые обладают сейсмической устойчивостью.

Основной характеристикой ныне сооружаемых японских зданий явилась гибкая структура пространства. В проектах Андо Тадао можно чётко отметить национальные традиции. В построенных этим архитектором домах всегда учтён доступ к натуральному освещению, к природному пейзажу. Благодаря этому обитатели строений имеют возможность наблюдать незабываемые картины, к примеру, смену времён года.

Из-за мощных землетрясений в стране местные учёные опубликовали в средствах массовой информации целый ряд основных норм строительства сейсмоустойчивых сооружений. Они заявили, что в первую очередь нужно выбирать симметричные конструкции. Далее следует обратить внимание на равномерное распределение массы и жёсткости, а также применять только укреплённые сборные детали. В-третьих, так называемые антисейсмические швы – это несколько рядов несущих стоек и двойные стены, которые используются для разделения здания на отсеки, не зависящие друг от друга. Также запрещено возводить перегородки из кирпича, если строение имеет пять и более этажей.

Схема сейсмоустойчивого здания

Из рекомендованных строительных материалов самыми подходящими являются панельные блоки, сделанные на заводе вибрационным способом. При изготовлении строительных смесей в них следует подмешивать адгезирующие добавки с различными пластификаторами. Ещё одна особенность заключается в том, что при создании сейсмоустойчивых домов все бетонные и кирпичные перегородки нужно обязательно армировать и анкеровать по всей длине.

Для сейсмоактивных зон строения могут иметь разную форму, но предпочесть следует круглые, шестиугольные, прямоугольные и квадратные здания. Японские учёные считают, что здания-книжки, у которых одна или обе стороны вытянуты, весьма опасны для жилья. Одну из главных ролей играет надёжность фундамента. В настоящий момент применяется технология, согласно которой из бетона и полимерных составляющих делают сейсмоизолирующую “подушку” и закладывают в фундамент. При землетрясении, благодаря нетрадиционному основанию, дом скользит и не разрушается.

Сейсмоустойчивые высотки в Токио

Современная архитектура Японии фото

Видео качающихся японских небоскребов

В видео показаны раскачивающиеся, как говорят, танцующие японские сейсмоустойчивые многоэтажки.

Жанр статьи – Культура Японии

Приобретай оригинальную одежду и аксессуары по японской тематике в нашем магазине. Выделись среди серой массы, купив футболку, худи, штаны с изображением самурая!

Геометрия современного дома в Токио

К сегодняшнему утреннему просмотру мы предлагаем Вам фантастически красивые объекты современной японской архитектуры (города Токио, Осака и Хёго ).

Традиции, заложенные в японскую архитектуру несколько столетий назад, до сих пор сохраняются при создании современных проектов. Большинство японских зданий, построенных в 70-80-х и начале 90-х годов, представляют собой комбинации прямоугольных элементов.

Хотя стоит заметить, что в течение последних десяти лет японская архитектура подверглась изменениям. Современные постройки отличаются от предыдущих в большей степени изменением геометрических форм и материалами, предусмотренными для их воплощения. Прямоугольные формы сохраняются, но при этом обогащаются окружностями, полукругами и конусами.

Osaka Tower Building, здание построено в 2007 году
Архитектор: Shin Takamatsu
Место расположение: Chuo-ku, Osaka-shi, Osaka-fu.

Osaka Maritime Museum, здание построено в 2002 году
Архитектор: Paul Andrew
Место расположение: Minato-ku, Osaka-shi, Osaka-fu.

Maison Hermes, здание построено в 2001 году
Архитектор: Renzo Piano
Место расположение: Chuo-ku, Tokyo-to.

Osaka World Trade Center Building «COSMO TOWER», здание построено в 1995 году
Архитектор: Nikken Sekkei + Mancini Duffy Associates
Место расположение: Nanko-kita, Suminoe-ku, Osaka-shi, Osaka-fu.

Face House, здание построено в 1974 году
Архитектор: Kazumasa Yamashita
Место расположение: Nakagyo-ku, Kyoto-shi, Kyoto-fu.

Apollo
Архитектор: Togo Murano
Место расположение: Abeno-ku, Osaka-shi, Osaka-fu.

New Umeda city and Umeda Sky Building, здание построено в 1993 году
Архитектор: Hiroshi Hara
Место расположение: Oyodo-naka, Kita-ku, Osaka-shi, Osaka-fu.

Suntory Museum, здание построено в 1994 году
Архитектор: Tadao Ando
Место расположение: Minato-ku, Osaka-shi, Osaka-fu.

Wine Museum Osaka, здание построено в 1995 году
Архитектор: Philippe Blanchet
Место расположение: Nanko-kita, Suminoe-ku, Osaka-shi, Osaka-fu.

WALL AVENUE, здание построено в 1989 году
Архитектор: Tadao Ando
Место расположение: Chuo-ku, Kobe-shi, Hyogo-ken.

Urban Terrace Tyayamachi, здание построено в 2006 году
Архитектор: Koujiro Kitayama
Место расположение: Tyayamachi, Kita-ku, Osaka-shi, Osaka-fu.

HEP NAVIO, здание построено в 1980 году
Архитектор: Takenaka Corporatuion
Место расположение: Kita-ku, Osaka-shi, Osaka-fu.

Namba Parks, здание построено в 2003 году
Архитектор: Jon Jerde
Место расположение: Naniwa-ku, Osaka-shi, Osaka-fu.

Tokyo International Forum, здание построено в 1996 году
Архитектор: Rafeal Vinoly
Место расположение: Tokyo-to.

Takarazuka Catholic Church, здание построено в 1966 году
Архитектор: Togo Murano
Место расположение: Takaraduka-shi, Hyogo-ken.

Hoop
Архитектор: Takenaka Corporation
Место расположение: Abeno-ku, Osaka-shi, Osaka-fu.

Urban Terrace Tyayamachi, здание построено в 2006 году
Архитектор: Koujiro Kitayama
Место расположение: Tyayamachi, Kita-ku, Osaka-shi, Osaka-fu.

New Umeda city and Umeda Sky Building, здание построено в 1993 году
Архитектор: Hiroshi Hara
Место расположение: Kita-ku, Osaka-shi, Osaka-fu.

LVMH Osaka, здание построено в 2004 году
Архитектор: Kengo Kuma
Место расположение: Chuo-ku, Osaka-shi, Osaka-fu.

Hermes Midosuji, здание построено в 2007 году
Архитектор: RDAI Rena Dumas Architecture Interieure
Место расположение: Chuo-ku, Osaka-shi, Osaka-fu.

Tokyo International Forum, здание построено в 1996 году
Архитектор: Rafeal Vinoly
Место расположение: Tokyo-to.

Еще более 1,000 фотографий различных современных и старинных зданий Японии вы можете найти на странице flickr colbwt-archi.

Ссылка на основную публикацию