Дом в лесу от Gary Gladwish Architecture в США

“Дом над водопадом” от Фрэнка Ллойда Райта (Стиль “Райта”)

Представить себе современную архитектуру и дизайн интерьеров без вклада Фрэнка Ллойда Райта, антиурбаниста, теоретика и фундаментатора органической архитектуры, создателя открытой планировки и любителя минималистичных японских построек, не просто сложно, а практически невозможно. За более чем 70 лет непрерывного творчества этот американец привнес в сферу дизайна больше идей и инноваций, чем кто-либо из его современников, выведя эстетические традиции не только США, но и всего мира на абсолютной другой качественный уровень.

Расцвет творчества Райта закономерно пришелся на начало XX века. Отойдя от влияния романтизма архитектуры Г. Ричардсона, Фрэнк Ллойд Райт начал создавать объекты, интерьеры и предметы, отвечающие его собственному видению эстетического – в равной мере элегантному и аскетичному.

Однако самым выдающимся эталоном органической архитектуры маэстро стал созданный в 1939 году «Дом над водопадом» (другое название – дом Эдгара Дж. Кауфмана), признанный менее чем через 30 лет после постройки национальным историческим памятником США.

«Дом над водопадом» – великое благо, возможно, одно из величайших, какие можно познать здесь, на земле. Наверное, нет ничего, что можно было бы сравнить с гармонией и покоем, какие возникают тут из сочетания леса, реки, утеса и элементов конструкции. Водопад здесь слышишь так, как слышишь тишину земли…» (из обращения Фрэнка Ллойда Райта к Тейлизинскому товариществу).

Жители этого дома, вероятно, более непосредственно, чем какого-либо другого, вступают в связь с природой – этот аспект глубоко коренится в творчестве Райта. «Дом у водопада» известен во всем мире в основном по фотографиям, которые обычно делаются с середины водопада и показывают выступающие консолью балконы и террасы.

Этим домом Райту удалось добиться контакта его жителей с ущельем, с деревьями, листвой, дикими растениями. В каждой части здания подчеркивается великолепие окружающей природы, ставшей неотъемлемой частью повседневной жизни.

С нижнего этажа открывается вид в трех направлениях. Отсюда выходят две террасы: одна смотрит на реку, другая выносится над утесом и водопадом. На следующем этаже у каждой спальни есть своя терраса, а также из кабинета и галереи-спальни на третьем этаже можно выйти на их собственные внешние террасы.

Все вертикальные элементы дома сделаны из местного камня, при этом он слегка выступает из кладки для придания ей скульптурной выразительности. Все горизонтальные элементы – из монолитного бетона. Полы тоже, как стены, выложены из камня, а столярные изделия выполнены из тщательно обработанного свилеватого ореха.

В целом весь «Дом над водопадом» демонстрирует знание, тщательность и уважение Райта в обращении с натуральными строительными материалами. Он видел всеобщую нехватку такого уважения в творениях других архитекторов как своего времени, так и прошлого. Камень, кирпич и дерево – это основные архитектурные материалы, которые долго прятали, закрашивали, заштукатуривали и всячески изменяли ради моды или вкусов. Райт же использовал их в своих работал тем способом, который считал наиболее соответствующим их природе, например, позволяя массе камня стать доминантным элементом дома или же комбинируя оттенки кирпича в объемах и формах, которые его прославляли. Дерево же было самым любимым изо всех материалов Райта.

Не менее важным элементом творчества архитектора стал железобетон. Сталь, объединенная с бетоном, стала великолепным элементом, способным породить новую архитектуру ХХ столетия. «Дом над водопадом», башня лабораторного корпуса фирмы «Джонсон» и башня Х. С. Прайса – все это примеры мастерского использования Райтом железобетонных консольных конструкций с разнообразной внешней отделкой.

Как бы парадоксально это ни звучало, но при всей продуманности проектов за плечами у Райта не было высшего профильного образования – он так и не окончил инженерный факультет Висконсинского университета, а школьное обучение проходил с матерью на дому.

Цитата из автобиографии Райта: «Когда в 1893 году я начинал свою самостоятельную работу в области архитектуры и строил первые дома, которые порой без всякого смысла называют «новой школой Среднего Запада» (все, что ни делается в этой суетливой стране, немедленно получает рекламный ярлык), единственный путь упрощения ужасающей моды в строительстве заключался в том, чтобы создавать лучший замысел и осуществлять его».

Dezeen Magazine dezeen-logo

Search results:

Refine your search:

  • 1 of 21
  • 2 of 21
  • 3 of 21
  • 4 of 21
  • 5 of 21
  • 6 of 21
  • 7 of 21
  • 8 of 21
  • 9 of 21
  • 10 of 21
  • 11 of 21
  • 12 of 21
  • 13 of 21
  • 14 of 21
  • 15 of 21
  • 16 of 21
  • 17 of 21
  • 18 of 21
  • 19 of 21
  • 20 of 21
  • 21 of 21

Eagle Ridge Residence by Gary Gladwish frames a rockery and pond

Share:

Rusty corrugated steel and wood salvaged from an old barn clad the exterior of this L-shaped house designed by American architect Gary Gladwish on Orcas Island, Washington (+ slideshow).

Gary Gladwish designed Eagle Ridge Residence for an artist who had dreamt of living amongst the twisting madrone trees and mossy rocks of Orcas Island – the largest isle in the San Juan archipelago – for over 50 years.

“She requested an open, simple, low maintenance design which works with the site in such a way that her connection to the island, forest and ledges were always present within the house,” said Gladwish.

Related story

Fall House by Fougeron Architecture steps down a cliff side

The artist often used rocks and plants in her work, so the architect decided to take a similar approach to the building, utilising recycled materials wherever possible and making the most of the scenic views.

With its L-shaped plan, the house is divided into two wings. The first has walls of pre-weathered steel, while the second is clad with ageing timber panels that were reclaimed in the demolition of a 100-year-old barn.

These two wings frame a courtyard garden that boasts an assortment of native plants, rocks and a small pond.

A glazed entrance is located beyond the garden, on the inside corner of the building. The door pivots open to allow entry, leading through to a large open-plan space accommodating a living room, dining area and kitchen.

The rear walls of this space were built with floor-to-ceiling glazing, allowing the client to open her home up to the landscape.

There is only one storey, meaning there was no need to add a staircase. “Each part of the house was designed to accommodate the inevitable bad hips, knees and back worn out from a lifetime of moving rocks, dirt and plants,” explained Gladwish.

A patch of moss inside the entrance brings the outdoors into the house. Beyond this is a study and bedroom, both of which open out to the garden, and a bathroom featuring stones and plants.

The south-east wing contains a pair of rooms that are currently used as an art studio and storage area, but could be converted in bedrooms in the future.

Other details include a central fireplace, a large dining table with room for eight, and a large set of shelves where the client displays sculptures and other treasures.

Photography is by Will Austin.

Here’s a project description from Gary Gladwish:

Eagle Ridge Residence

54 years ago she visited Orcas Island for the first time and decided that one day she would live there. 40 years passed before she saw it again and purchased a forested piece of land on a hillside populated with madrone trees, firs, beech, thistle, moss and rocks with magnificent views to the west. Throughout her life rocks, nature and landscape played an important role in her artwork. It was this attraction that convinced her that this was the perfect site to fulfil her dream.

Читайте также:  Бетонный особняк в Бразилии

She requested an open, simple, low maintenance design which works with the site in such a way that her connection to the island, forest and ledges were always present within the house. Each part of the house was to be designed to accommodate the inevitable bad hips, knees and back worn out from a lifetime of moving rocks, dirt and plants. The program consists of a combined kitchen-dining-living area, study, master suite, art studio and storage area with the flexibility to add bedrooms or an apartment.

The solution utilises some of her favourite materials; old wood recycled from a 100 year old barn demolished in eastern Washington, rusty steel for the siding as well as moss and rocks salvaged from the building site. Large doors slide away to open the house to the expansive views, creating a living room in the woods. The entry garden bisects the house creating two zones while it carries the site into the house and the eye out to the view. The 800-square-foot art studio and storage areas are left raw to facilitate converting them to additional bedrooms at a later date.

To meet the client’s requirement that the house be highly efficient it is constructed of structural insulated panels (SIPS). This method allows for a faster construction time, less waste generation, tighter construction and better insulation. All the windows and doors are designed to surpass energy code requirements and all of the lighting is either LED or compact fluorescent to reduce energy consumption.

The siting and design of the house maximise passive solar benefits to reduce the energy load. Most of the building materials are recyclable or recycled already. The pond liner is a leftover from the liner of the septic system sand filter, the fireplace, cooktop, fridge and some of the plumbing fixtures were purchased used. The bathroom counter is up-cycled bullet-proof glass from a bank that was being remodelled. To preserve local resources the small amount of construction waste was taken off island in about five loads in an SUV, the vast majority of which was recyclable materials.

Floor plan – click for larger image

«Дома прерий» Ф. Л. Райта.

Фрэнк Ллойд Райт родился 8 июня 1869 года в Ричленде, штат Висконсин. Учился в Висконсинском университете в течение одного года, после в 1887 году в возрасте 18-ти лет поступил на службу в одну из известных в США архитектурную компанию «Дэнкмар Алдер и Луис Салливен». И вплоть до 1894 года он работал в качестве непосредственного помощника Салливена.

В 1894 году Райт открыл собственную мастерскую в Чикаго и в эти годы до 1901 года строил добротные дома в эклектическом стиле, а потом стал создавать особняки, «дома прерий». Он отошел от традиционных методов проектирования жилища, отошел от подражания каким бы то ни было историческим стилям, в своих проектах стремился исходить из условий местности, из функций жилого дома в целом и отдельных его частей в частности.

В «домах прерий» Райт обычно выделяет центральное ядро – большую комнату с камином, холл, столовая и гостиная обычно имеют свободное пространство, переливающееся друг в друга. Характерной особенностью «домов прерий» являются расположенные горизонтальными рядами створчатые окна и пологие кровли, слегка нависающие над стенами. Райт отказывается от архитектурной симметрии, план приобретает асимметричные формы и свободные очертания.

Крупнейшей работой 1890-х годов считается дом Уинслоу в Ривер-Форесте, штат Иллинойс, построенный в 1894 году. Для архитектуры того времени это очень простой по своим формам дом.

Очень характерным примером «домов прерий» относится дом Уилиц близ Чикаго, построенный в 1902 году. Свободные, асимметричные очертания дома усиливают связь архитектуры дома с окружающим его участком. Принцип максимальной связи архитектуры с природой становится одним из ведущих во всем дальнейшем творчестве Райта.

В 1901-1909 годах Райт создал около 120 проектов и построил 76 «домов прерий». Большинство из них предназначались для представителей среднего класса и для бизнесменов. Самыми лучшими считаются дом Роби в Чикаго, построенный в 1907 году и усадьба Кунли в Риверсайде, штат Иллинойс в 1908 году.

В «домах прерий» Райт отказывается от чердака и обычного плоского потолка, увеличивая за счет этого объем жилых комнат. Отказывается также и от подвала, Райт ставит здание на бетонную плиту, положенную на бетонную подушку, ликвидируя тем самым и подвал и фундамент.

В 1904 году Райс построил общественное здание Ларкин-билдинг в Буффало (здание не сохранилось), впервые в здание было использовано кондиционирование, встроенная металлическая мебель и герметическая изоляция интерьеров).

В 1905-1906 годах, создавая парные монолитные кубы Храма Согласия в Ок-Парке, штате Иллинойс, Райт впервые в истории архитектуры оставил необработанные бетонные поверхности.

Работы Райта часто экспонировались на различных выставках (макеты и фотографии построек), а в 1907 году состоялась его персональная выставка в Художественном институте Чикаго.

В 1917-1922 годах построил сейсмоустойчивое здание отеля «Империал» в Токио (здание было демонтировано в 1968 году). Благодаря мощному «плавающему» фундаменту, уходящему в толщу грунта на 18 м и консольной подвеске этажей, это массивное здание устояло во время сильнейшего землетрясения в 1923 году.

В 1930-е годы он разработал тип особняка для семьи среднего достатка, где преобладают детали, произведённые фабричным способом. В своих особняках Райт создавал «открытые» интерьеры, в которых кухня, столовая и гостиная образовывали одно единое пространство. Он стремился к достижению связи между зданием и окружающей средой, к созданию гармоничных элементов архитектурной композиции, к использованию традиционных для места строительства материалов. Самым блистательным из особняков такого типа стал дом Джекобса в Медисоне, штат Висконсин.

Совместно с архитектурной деятельностью, Райт читал публичные лекции и много писал. В 1932 году вышла в свет его Автобиография, в этом же году он предложил проект «города широкого простора», модель идеальной сельской общины.

В 1936 году Райт выполнил проект офиса фирмы «Джонсон-Уэкс» в Расине, штат Висконсин, здание без окон, источником света служит остекленный потолок. В этом проекте очень ярко отображен принцип проектирование Райта «изнутри наружу». Внешний облик этого здания определен его внутренней структурой. Фасадов в этом здании нет, глухие стены являются как бы футляром, ограждающим внутреннее пространство.

Еще один выдающийся проект построенный Райтом в 1936 году был дом Кауфмана или вилла «Дом над водопадом» в Беар-Ран, штат Пенсильвания, которая была названа самой замечательной жилой постройкой 20 века. Участок располагался в холмистой лощине по обе стороны ручья Бэар-Ран, который образовывал небольшой водопад. Райт расположил дом над самым ручьем и водопадом. В этом проекте Райт осуществил свою основную идею – отказался от дома-коробки с четырьмя стенами.

В 1938 году Райт создал новую школу-мастерскую в Скоттсдейле, штат Аризона, которая получила название «Тейлизин Уэст» (позднее Архитектурная школа Ф.Л. Райта). При создании этого проекта был использован местный камень, балки из красного дерева и брезентовая кровля.

К числу наиболее известных проектов Райта относится здание Музея Соломона Р. Гуггенхейма в Нью-Йорке. Проекты появились в 1943 году, но строительство началось только в конце 1950-х. Здание представляет собой спиральный пандус с расширяющимися к верху витками, который охватывает световой дворик, перекрытый прозрачным куполом.

В 1954 году построил здание синагоги Бет-Шалом близ Филадельфии, архитектурный объем которого образован двумя поставленными друг на друга треугольными призмами, которые в плане образуют шестиугольник – очертание звезды Давида.

В 1956 году создал здание греческой православной церкви Благовещения близ Милуоки, которое представляет собой чашеобразный зал на тонких высоких опорах.

В 1957-1959 годах построил очень легкие и изящные здания общественного центра графства Марин в Сан-Рафаэле, которые раскинулись на трех холмах участка в 121 га.

Читайте также:  Трехэтажный особняк в Ванкувере за 130 миллионов рублей

В последние годы жизни Райт издал несколько книг: «Естественный дом» в 1954 году, «Завещание» в 1957 году, сборник «Будущее архитектуры», в котором собрал самые важные печатные работы 1930-х годов, а также переработанный проект «города широкого простора» — «Живой город» в 1958 году.

За 72 года своей творческой деятельности он создал 800 проектов, а построил около 400 зданий.

Райт умер 9 апреля 1959 года в Фениксе, штат Аризона.

Дом в лесу от Gary Gladwish Architecture в США

Подпишитесь
на нашу email-рассылку

Пост почитания Фрэнка Ллойда Райта

8 июня 1867 года родился великий американский архитектор Фрэнк Ллойд Райт. Отец органической архитектуры и стиля прерий за всю карьеру создал более 500 проектов, и около 300 из них мы можем увидеть, посетить и даже приобрести. Вспоминаем непростой путь к славе и лучшие проекты главного архитектора Америки.

Фрэнк Ллойд Райт родился 8 июня 1867 года в маленьком городке Ричленд-Центр, штат Висконсин. Во время учебы на инженерном факультете Висконсинского университета Райту приходилось подрабатывать, чтобы помогать матери и сестрам. Так и не закончив университет, в 1987 году он уезжает в Чикаго, где с позиции “подмастерья” начинает свою архитектурную карьеру – сначала у Джозефа Лаймана Силсби, а затем у “отца небоскребов” архитектора-модерниста Луиса Салливена, который стал настоящим мастером для молодого Райта.

Под началом Луиса Салливаена Фрнэк Ллойд Райт проработал шесть лет. В 1889 году мастер заключил со своим учеником пятилетний контракт, чтобы тот построил себе маленький домик в пригородном районе Чикаго Оук-парк и начал строить семью со своей первой женой Кэтрин Ли Тобин. Для того чтобы обеспечивать семью, Райту, не любившему отказывать себе в модных костюмах и дорогих автомобилях, приходится брать сторонние заказы и выполнять их параллельно с работой в архитектурной студии. Когда Салливен обнаружил это (совершенно случайно, увидев в нескольких кварталах от своего дома в Кенвуде особняк, исполненный в стиле Фрэнка Ллойда Райта, который тогда уже было сложно с чем-то спутать), он разорвал контракт с Райтом и тому пришлось уйти.

Возможно, такой поворот судьбы стал ключевым в карьере Фрэнка Ллойда Райта, ведь у него наконец появилась возможность создавать собственные проекты и развивать провозглашенный им стиль прерий. Особенность его органической архитектуры и стиля прерий состояла в обязательной малоэтажности домов, плоских крышах, отсутствии чердаков и подвалов, ленточном остеклении – и в целом полном растворении дома на поверхности земли. Наиболее ярко этот стиль начал проявляться с 1900-е годы: Райт строит десятки частных домов, а также общественные здания, например унитарианскую церковь в Оук-парке (Фрэнк Ллойд Райт, как и вся его семья, всю жизнь был убежденным унитарианцем). Эта церковь позднее была признана одним из первых в мире образцов модернизма.

Одним из самых известных домов этого периода стал Дом Роби, построенный в 1906 году. Длинный горизонтальный дом, состоящий из двух прямоугольных объемов, лежащих друг на друге, стал окончательным манифестом стиля прерий, а позднее национальной исторической достопримечательностью. В это же время в личной жизни Фрэнка Ллойда Райта происходит череда потрясений. В 1909 году Райт уходит из семьи к жене одного из своих клиентов Маме Бортвик Чени. Вместе они путешествуют по Европе, где Райт выпускает первые публикации – сборники своих работ. По возвращении в США Райт начинает строить свою обитель и студию – Талиесин, – где он мог бы укрыться от дурной славы, преследовавшей его из Оук-парка. Райт возобновляет архитектурную практику на новом месте, получает крупные заказы на общественные пространства. В 1914 году Мама Чени и двое ее детей трагически погибают в Талиесине от руки сумасшедшего работника, который устраивает в доме пожар и убивает Чени, детей и еще четырех людей. Фрэнк Ллойд Райт тяжело переживал это событие и впоследствии перестроил полусгоревший Талиесин в память о своей возлюбленной.

На какое-то время он отвлекся от трагедии, уйдя с головой в работу над отелем “Империал” в Японии, и вернулся в США только в 1922 году. На несколько лет он обосновался в Лос-Анджелесе, где архитектурная практика не приносила должного дохода, зато там он создал свой знаменитый Дом Эннисов, где впервые применил инновационные технологии в использовании “текстильных” бетонных блоков. Текстильными Райт их назвал потому, что предлагал нанизывать кубические блоки, полые внутри, на арматурные стержни, как на поперечные нити в плетении ткани. Так поверхность стены выглядела эстетично – как единая декоративная плоскость. Внешние стороны блоков Райт покрыл этническим орнаментом.

Новый этап в карьере Райта ознаменован его возвращением в Талиесин и союзом с Ольгой (Ольгиванной) Лазович в 1928 году, вместе с которой они организовали программу стажировок в Талиесине Taliesin Fellowship. В это же время выходят важные программные работы Райта “Автобиография” и “Исчезающий город”, о котором мы писали здесь. В 1936 году Райт создает один из самых известных проектов – Дом над водопадом для Эдгара Кауфмана – и начинает серию “юсонианских” домов, в которых формулирует свой взгляд на истинно американскую архитектуру. Стиль появляется в ответ на свирепствующий финансовый кризис 1929 года и позиционируется как доступное жилье для американцев. Райт проектирует более 50 простых домов, в архитектуре которых отражаются экономические реалии и активно меняющаяся социальная среда: доступно, комфортно и красиво.

В 1943 году получает заказ на одно из своих главных творений – Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке. На создание музея ушло 16 лет, а его открытие состоялось в год смерти Райта, который не дожил двух месяцев до 92 лет. За всю свою карьеру Фрэнк Ллойд Райт построил единственный небоскреб – Price Tower в Оклахоме, открывшийся для публики в 1956 году.

Нет сомнений в том, что органическая архитектура Фрэнка Ллойда Райта во многом определила современный архитектурный подход. Близость к природе, слияние всех элементов окружающей среды воедино – то, чем руководствуются архитекторы и дизайнеры сегодня. Предлагаем посмотреть на 11 знаковых проектов Райта, в которых проявились все черты его стиля.

4D гостевой дом в лесу по проекту Steven Holl Architects

Не очень просто представить себе гиперкуб, движущийся в четырехмерном пространстве и в определенный момент времени пересекающий три сферических объекта. Однако именно эта геометрическая модель послужила основой проекта гостевого домика площадью 85 квадратных метров, построенного Steven Holl Architects в лесной зоне недалеко от города Райнбек, США.

Современный человек знаком с четырехмерным пространством не понаслышке. Ежедневно, назначая встречи, он задает им координаты не только места, но и времени. Законам соблюдения сроков подчинена вся его жизнь; он вечно спешит, опасаясь не успеть сделать что-то важное.

Но здесь, вдали от городской суеты, в тиши и неге безмятежного леса, застывшая динамика летящего куба подсказывает, что пришло время остановиться, отдохнуть и привести в порядок жизненные приоритеты.

Неординарная планировка, отказ от трехмерных законов геометрии дарит гостям дома незабываемую новизну ощущений. Сферические формы излучают целостность и гармонию, дарят успокоение, чувство полноты жизни, доброжелательный настрой.

О действительно ценном напоминает абсолютная экологичность дома. Здание нисколько не нарушило окружающий лесной ландшафт, став его неотъемлемой частью. Ослепительный белый цвет вызывает ассоциации с миром, добром и чистотой. Искусственный водоем напоминает маленькое природное озеро. Все системы жизнеобеспечения функционируют благодаря альтернативным видам энергии – геотермальной и солнечной, в чем проявилась особая забота об окружающей среде.

Солнечный свет беспрепятственно проникает в помещение через множество окон совершенно непредсказуемых форм и размеров. Частичная панорамная застекленность позволяет гостям чувствовать себя находящимися в окружении деревьев, и в то же время оставаться в комфортных домашних условиях. Освещенность поддерживается функциональными поворотными светильниками и бра.

Светлые комнаты отдыха, в которых ни одна деталь не нарушает гармонию естественности, дарят умиротворение. Интересная сферическая форма помоста позволяет положить на нее матрац, стул или расположиться прямо на ней, чтобы придаться чтению, размышлениям или сну.

Читайте также:  Современный американский дом в Портленде

Вся внутренняя отделка выполнена с помощью дерева, сохранившего натуральный цвет и фактуру. Оно дышит, тем самым очищая воздух и делая его суше. Таким образом, в доме создается свой собственный неповторимый микроклимат. Светлые, теплые оттенки коричневого успокаивают, окутывают надежностью, примиряют с окружающим миром.

Экологичная печь растапливается свежесрубленными дровами. Черный металл, из которого она сделана, повторяется на каркасах, подчеркивающих необычную геометрию окон, перилах лестницы и ножках кресел. Цементные наливные полы цвета камня на первом этаже играют естественными узорами текстуры. Всплески ярких эмоций, оживляющих этот интерьер, – два кресла фисташкового цвета и синее покрывало.

Этот необычный костевой домик в лесу, несомненно, стоит посетить. Неординарной планировкой он будоражит воображение и отвлекает от каждодневных будничных забот. А природные материалы, использованные для его отделки, отлично снимают стресс и благотворно влияют на здоровье.

Фрэнк Ллойд Райт

Биография

«Доктора могут похоронить свои ошибки вместе с пациентом, а вот архитектору остается лишь посоветовать своим клиентам посадить плющ».

Родился в Ричленд-Сентере, штат Висконсин. Его отец был священником и музыкантом, мать – сельской учительницей. Все воспитание мальчика было подчинено мечте матери сделать сына великим архитектором. Окружавшие его с ранних лет гравюры и альбомы, книги Виолле-ле-Дюка сделала для формирования сознания будущего архитектора больше чем 2 года обучения в инженерном колледже Висконсинского университета, который Райт не смог окончить. Настоящим учителем стал для него Л. Салливен , в ателье которого в Чикаго он поступил работать в 1887 году.

Уже в первых работах Райта под влиянием Г. Ричардсона симметричные уравновешенные схемы Салливена получили напряженно-экспрессивное романтическое решение ( дом Чарли в Чикаго ). Романтические тенденции усилились в его творчестве в 1893 году, когда он строил серию загородных домов-особняков, так называемых «домов прерий», в которых развит принцип «органической архитектуры», воспринятый им у Салливена и подразумевающий неотделимость архитектуры от окружающей среды, а также воплощена идея о непрерывности пространства. В «домах прерий» центральное ядро – большая комната с камином, в которую открываются гостиная, столовая и холл, что перекликается с древней традицией американского жилища с очагом посередине. При строительстве и отделке этих зданий архитектор применял контрастирующие по цвету и фактуре материалы и конструкции, при этом рационально используя их специфические свойства. Наиболее значительными и интересными среди построенных им «домов прерий» были дом Уиллиса в Хайленд-парке, штат Иллинойс (1902 год) , Дом Мартини в Буффало, штат Нью-Йорк (1904 год), дом Изабеллы Робертс в Ривер Форест, штат Иллинойс (1908 год). И завершается эта серия домом Роби в Чикаго (1909 год).

В 1909 году Райт едет в Европу, где проходят выставки, издается монография. Творчество Райта оказало большое влияние на рационалистическое направление в архитектуре , которое начинало формироваться в те годы в Западной Европе в работах Вальтера Гропиуса, Миса ванн дер Роэ, группы «Стиль».

Получив необычайную популярность в Европе, Райт оставался непризнанным у себя на родине. Знаменитый Роби-хаус дирекция университета намеревалась снести. Положение одинокого борца за новые принципы в архитектуре обостряет его индивидуализм, который будет основной чертой на протяжении всего его творчества.

«Райт бы не только архитектором. Он принадлежал к числу великих духовных лидеров своей страны. Он обладал достаточной волей и мужеством, чтобы протестовать, бороться и выстаивать» (З. Гидеон).

1910-25 года, период господства эклектики в архитектуре США, был тяжелым для Райта. Он почти не имел заказов. Одновременно на него обрушились неурядицы в личной жизни. В это время он получает приглашение из Японии, где в период 1916-22 годы строит отель «Империал» в Токио . Разработанная специально для него особая антисейсмическая конструктивная структура позволила зданию устоять при катастрофическом землетрясении 1923 года, разрушившем почти весь город.

Райт получил телеграмму из Токио: «Отель стоит неповрежденным, как памятник Вашему гению».
Если конструкция отеля «Империал» явилась выдающимся достижением Райта, архитектурное решение порождает ощущение отсутствия стилистической цельности. Сочетание современных мотивов горизонтальных членений, знакомых по «домам прерий», с сильно декорированными, монументальными формами древних японских сооружений. Не создавало единого гармоничного впечатления.

После возвращения в США Райт строит ряд домов в Калифорнии из бетонных блоков, среди которых наиболее интереснее дом Миллард в Пассадене , облицованных плитками, орнаментированными в духе древнемексиканской монументальной архитектуры.

В 1932 году открывает свою мастерскую-школу, назвав ее «товариществом». Члены товарищества не только проектировали, но и обучались строительству, работая в качестве каменщиков, плотников по расширению висконсинской резиденции Райта.

К этому времени новизна первых работ Райта была уже забыта. Такие мастера, как Ле Корбузье, Гропиус, Мис ванн дер Роэ, ушли далеко вперед по пути применения новых архитектурных приемов. Западноевропейская пресса стала терять интерес к новым произведениям стареющего мастера.

В середине 30-х начинается второй период расцвета творчества Райта. Успех ему принесли две постройки: загородный дом Кауфмана в Пенсильвании, построенный в 1936 году и известный в истории как «дом на водопадом», и административное здание фирмы «Джонсон и сыновья» в Расине (1936-39 года) . Программным произведением зодчего стал дом Кауфмана, который поражает необычайным мастерством, с которым он вписан в окружающую среду. Это еще один блестящий пример «органичной архитектуры». Система смелых, нависающих друг на другом железобетонных консолей, являющихся как бы продолжением уступов скал на лесным ручьем, органично сочетается с романтическим пейзажем.

В здании фирмы Джонсона светящийся потолок и лес стройных колонн создают яркий необычных художественных эффект.

Как писал Генри Рассел Хичкок: «Создается иллюзия неба, просматривающегося со дна аквариума».
С годами индивидуализм Райта усиливается.

Он отрицает типизацию сооружений, пропагандируемую сторонниками Современного движения . «План дома – это образ жизни, а образ жизни всегда индивидуален», — утверждал он, называя функционалистические постройки «ящиками на ходулях». Считая внутренне пространство архитектурного сооружения его сущностью, а внешнюю оболочку – производной от нее, Райт разработал концепцию проектирования «изнутри наружу», использованную в здании музея Гугенхейма в Нью-Йорке (спроектирован в 1943-46, построе в 1956-59 годах). Это наиболее интересное и значительное произведение Райта. Мощная пластика этого сооружения, похожего на абстрактную скульптуру, своим крупным масштабом не давала ему раствориться в чаще небоскребов Манхэттена. По новому в нем решена и экспозиция музея. Движение посетителей происходит сверху вниз по спирали отлогой рампы.

Большой интерес представляют и высотные постройки Райта. Это лаборатория фирмы Джонсона в Расине и «Башня Прайса» в Бартсвилле , построенные в 50-х года. В них Райт осуществил идею «дома-дерева» с мощным бетонным сердечником, включающим лифты и лестницы, от которого, как ветви от ствола, отходят консоли железобетонных перекрытий.

Сохранив верность идее о жизни среди природы ( проект «города широкого простора» — Бродэйкрсити , 1934-35 годы) и считая, что принципы органической архитектуры способны гуманизировать человеческое существование, Райт в то же время стал одним из основоположников рационализма в современной архитектуре. В его творчестве, основанном на американской традиции, органичном восприятии мира и способности находить отвечающие духу времени художественные формы, прогрессивные поиски в архитектуре конца XIX столетия напрямую связаны с архитектурой 20-х и 50-х годов XX века.

Будучи яркой художественной индивидуальностью, Райт не создал своей архитектурной школы, как Мис ванн дер Роэ, но за 70 лет своего творческого пути сделала для развития современной архитектуры больше, чем любой другой мастер в странах Запада, оказав огромное влияние на западноевропейскую архитектуру: один из первых начал бороться с академическим стилизаторством в архитектуре, сформулировал идею непрерывности архитектурного пространства, ставшую основой широко используемого в современном зодчестве приема так называемого свободного плана. Он был последним романтиком и первым функционалистом в архитектуре конца XIX – первой половины XX века.

Всего спроектировал около 360 объектов. На настоящий момент сохранилось порядка 300 из них.

Ссылка на основную публикацию